Уже 28 октября 1941 года Госкомитет обороны принял постановление «Об эвакуации Майкопнефти и Грознефти в Башкирскую АССР», потому что ещё в августе первого года войны появилась реальная угроза прорыва немцев на южном фланге советско-германского фронта. За считанные месяцы вглубь страны была перевезена значительная часть оборудования нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий Майкопа (всего более 600 железнодорожных вагонов), а большие запасы нефти вывезены в Грозный.

Фашисты, потерпев поражение под Москвой, сделали выводы и в июле 42-го начали наступление на стратегически важные южные регионы СССР, где добывалась нефть.  Этот период известен теперь как битва за Кавказ.  

Немцы прорвали советскую оборону на Кубани в августе 1942-го, но к тому времени наши нефтяники уже смогли вывести из строя значительную часть из более чем 800 скважин и оборудования Майкопнефтекомбината, которое не успели эвакуировать.

Вместе с немецкой танковой армией в столицу Адыгеи вошел и отряд «Бранденбург-800», в задачу которого входило восстановление нефтедобычи и нефтепереработки. Однако германские нефтяники столкнулись с большими сложностями и пришли к выводу, что захваченное невозможно быстро привести в рабочее состояние. Им лишь удалось осенью пробурить в районе Хадыженска несколько новых скважин и добыть, как пишут историки, только около 10 тысяч тонн нефти, а также довольствоваться несколькими тысячами тонн захваченных нефтепродуктов. Такие трофеи не смогли серьезно повысить мобильность частей вермахта. Работу «нефтяной бригады» оккупантов серьезно затрудняли близость к фронту, который отрезал нефтепромыслы от районов переработки сырья, и диверсии партизан, среди которых было немало советских нефтяников, хорошо знавших местность и технологические особенности каждой скважины.  К тому же советские войска уже в январе 1943-го освободили Майкоп, так что всерьез попользоваться «кровью войны» в этом районе фашисты просто не успели.

 А в сентябре 1942-го ожесточенные бои начались за Грозный и Малгобек-центры второго крупного нефтяного района на Северном Кавказе. К тому времени основная часть оборудования заводов и скважин была эвакуирована в Башкирию и Узбекистан, а более двух тысяч нефтескважин заглушены. Фашистская авиация в октябре 42-го свершила большой налет на Грозный, в результате этой бомбежки загорелись десятки нефтяных резервуаров, и горящая жидкость потекла по городским улицам. 

Вражеские самолеты и танки не испугали грозненских нефтяников. Они активно участвовали в обороне родного города — вокруг него вырыли противотанковые рвы, из них более 27 километров залили нефтью, ею же пропитали 9 километров соломенного вала и вдобавок залили нефтью еще около одного миллиона квадратных метров танкоопасных направлений. Это было сделано для того, чтобы в случае прорыва немцев все поджечь. Противнику тогда все же удалось захватить часть нефтяного района, но наладить добычу нефти они не смогли, поскольку уже зимой 43-го немцев оттуда выбили.

 В освобождённых районах сразу началось восстановление добычи и переработки нефти. В «Грознефти» быстро заработали 24 скважины, которые давали 221 тонну нефти в сутки. Через месяц после того, как от Малгобека отбросили фашистов, там возобновилась добыча нефти, быстро были восстановлены другие предприятия и энергетическое хозяйство. В 1945 году «Грознефть» уже добыла более 860 тыс. тонн нефти, что равнялось примерно 30 процентам от довоенного уровня.  Ударно советские нефтяники восстанавливали и майкопские промыслы. Летом 1944 года суточная добыча достигла 1200 тонн.

Взялись и за восстановление нефтепродуктопроводов. Постановление ГКО от 7 февраля 1943 года дало старт восстановлению керосинопровода Грозный-Армавир-Тихорецк. Документ требовал: первая нитка магистрали должна заработать к 27 февраля, пропускная способность -1450 тонн керосина в стуки, использовать для этого Грозненскую перекачивающую станцию; вторая очередь должна быть готова к 20-му марта и перекачка керосина повысится до 2,2 тысячи тонн в стуки. Для чего требовалось установить дизель-насосный агрегат на станции Подкумок, а к 5 апреля — второй такой агрегат. Наркомнефти и Наркомтяжмашу предписывалось выделить на стройку из Грозного сварщиков, слесарей, монтажников, сварочное и другое оборудование, Наркомату путей сообщения — вагоны и одну автодрезину для перевозки необходимого оборудования, Северо — Кавказский фронт обязали отдать на стройку 20 грузовиков и 5 тракторов с прицепами и отправить 23 специалиста из Военпроекта. Партийные органы Чечено-Ингушетии, Ставропольского и Краснодарского краев провели мобилизацию населения для производства земляных работ, а сами работы разрешили проводить без проектов и смет.

Второй крупный и по-своему уникальный продуктопровод проложили в марте 1943 через Дон. Мост через реку был взорван, и чтобы обеспечивать горючим войска, гнавшие немцев на запад, решили проложить трубопровод диаметром 100 мм, используя разрушенные мостовые конструкции. Таким образом ежесуточно армия получала по нему до 700 тонн горючего.