Импульс от обидчиков
В 2024 году Тенгиз на Кубке нефтяных стран выполнил норматив мастера спорта международного класса. Спортсмен считает, что именно это вывело его в первый ряд среди достойных конкурентов – претендентов на звание.
В бокс Тенгиз Катоян попал в 10 лет. Вспоминает, как в школе № 17, где он учился, его постоянно обижали из-за маленького роста и худощавого телосложения.
– Я всегда был вспыльчивым, никогда не прятался от обидчиков и вечно ходил с синяками. Попросил отца отдать меня в спорт, чтобы научиться защищаться. Он привел меня в старый боксерский клуб, рядом с хлебокомбинатом. Там все смотрели по телевизору боксерский поединок кубинца и американца – повтор Олимпиады. Я понял, что тоже так хочу.
Так мальчик попал в спортивную школу «Олимпиец». В 12 лет он уже участвовал в первенстве России. Но тогда проиграл – опыта еще не было. Со временем Тенгиз понял, что для него бокс – это возможность направить свою энергию в нужное русло и состояться как личность.
– Недавно зашел в свою школу, встретил директора. Она призналась: не ожидала, что из меня спортсмен получится, еще и с такими результатами. Я вел себя в школе плохо, постоянно дрался. Все пророчили, что могу стать бандитом. А вышло по-другому.
Сейчас Тенгиз получает образование в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.
– После школы пошел учиться в Новороссийский педагогический колледж, потом в столичный МГУ. Но меня отовсюду отчислили. За хулиганство. Дрался. Это все мой вспыльчивый характер. Не терплю оскорблений, когда переходят на личности. А образование мне нужно, чтобы стать тренером. Хочу на своем примере учить детей контролировать себя.

Надо выигрывать
Это планы на будущее. А в ближайшее время Тенгиз планирует выступать на соревнованиях, завоевывать медали российских и международных арен. За плечами 21-летнего спортсмена уже существенный опыт: он не раз был первым в России в своей весовой и возрастной категории, входил в число лучших спортсменов Европы, стал призером Кубка мира. Каждый выход на ринг потом тщательно анализирует вместе с тренером Константином Березовским.
– Внимательно просматриваем моих соперников. Выстраиваем тактику – где можно обмануть, как ударить, где у соперника открытые места есть. В боксе важна каждая мелочь. Я сам в нокауте ни разу не был, а вот звездочки после прямого попадания в голову видел.
График соревнований у спортсмена расписан на год. Ближайшие – чемпионат России среди студентов, где Тенгиз будет выступать за свой вуз, и первенство России среди молодежи – это прямая путевка на первенство Европы в Армению. Надо выигрывать. А для этого нужно постоянно держать себя в форме и к соревнованиям сгонять вес до своей весовой категории – до 60 кг, хотя собственный вес у спортсмена 64 кг. Признался, что в период борьбы с весом позволяет себе только одну слабость – колу.
– Особенно летом, когда она холодная, могу пару бутылок полулитровых выпить. Дней на 5-6 сбиваю охоту. А так вес сбрасываю достаточно легко – я в этом плане дисциплинированный. Сложно его удержать. В следующую весовую категорию планирую переходить позже, ближе к Олимпиаде. Пока там есть кому боксировать, не хочу мешать. В моем весе – и в молодежи, и в мужиках – сейчас мне все «по зубам».
Без слабостей
От темы слабостей Тенгиз уходит. Говорит, что никогда не жалуется – характер и воспитание не позволяют.
– Я уже перешел во взрослую мужскую категорию, в октябре 2024 года ездил в Иркутск на чемпионат России, стал третьим. Немного растерялся, если честно. Там все серьезно: кругом камеры, арена, все замечательно украшено. Понял, что меня будут смотреть по телевизору. Это очень ответственно и психологически давит.
– Ваша вспыльчивость помогает на ринге?
– Нет, на ринге она мне очень мешает. Ведусь на провокации. Я выигрываю за счет своей скорости, у меня ноги хорошие, крепкий физически. Со временем стал более спокойным, психологически уравновешенным.
– Я первый раз вижу человека с синяком на носу. Это как так получилось?
– Синяк после вчерашней тренировки. Мой нос потерял свою изначальную форму лет пять назад. Переломы. Перенес три операции. Удалили носовой хрящ. Не успевал восстанавливаться, потому что между соревнованиями проходило мало времени. Но я уже привык к синякам, к боли – все нормально.