И это не единственный пробел в градостроительном законодательстве.
– Общественная палата Новороссийска ведет объемную работу по выявлению этих белых пятен, – сообщил председатель Общественной палаты Новороссийска Сергей Цымбал. – Комиссия по законности, общественному контролю, работе с обращениями граждан, взаимодействию с правоохранительными органами и НКО готова работать над разрешением этих спорных моментов и представить предложения в городскую Думу. Мы действуем в рамках федерального законодательства об общественном контроле.
Председатель комиссии по развитию города, предпринимательству, ЖКХ, благоустройству, транспорту и торговле Анатолий Гуров поделился подробностями.
– По опыту знаю, что людей, недовольных новыми застройками, в городе немало. Есть такие моменты, которые в законах не прописаны (и это позволяет принимать решения без мнения жителей), а люди при этом не согласны!

– Анатолий Георгиевич, о каких ситуациях идет речь?
– В частности, о процедуре проведения общественных слушаний. Мы считаем, что это неправильно – признавать слушания правомочными, если на них, кроме организаторов, никого не было (хотя законодательство это позволяет).
Еще момент – объявление о проведении слушаний. Мы уверены, что объявления надо давать масштабнее, в том числе подключать представителей ТОС, квартальных, сотрудников районных администраций, которые доносили бы до жителей информацию.
И экологи должны подключаться к каждому обсуждению, касающемуся ландшафтных территорий (например, «Южные пруды», Прилагунье и т. п.).
– Можете привести примеры слушаний, когда жители не получили ответов на свои вопросы?
– В свое время я задавал вопросы проектировщикам и застройщикам масштабного ЖК «Красина» в Цемдолине: будет ли благоустроена улица Красина и будет ли расширяться улица Борисовская? Застройщик сказал, что это не в его компетенции. И вопрос этот повис, так и не решен.
– Сейчас в городе действует положение о комплексном развитии территорий – КРТ.
– Но многие проекты прошли согласование еще до вступления его в силу, а сейчас мы пожинаем плоды. Даже если стройка будет планироваться на пустыре, в ее обсуждении должны участвовать все: дорожники, коммунальщики, археологи, общественники. Как можно согласовывать проект застройки на 21 тысячу жителей, не зная, как люди будут въезжать и выезжать, справятся ли ливневки и чем это обернется для других жителей города?
Большинство компаний – и транспортных, и строительных, и архитектурных – частные. Их действия необходимо регулировать. Общественная палата города находится на острие этой деятельности.
Член комиссии по развитию города, предпринимательству, ЖКХ, благоустройству, транспорту и торговле Елена Толстых привела еще один пример.

– Я сама была на слушаниях, под которые выделили крохотное помещение, не рассчитанное на большое количество людей. Это тоже, считаю, неправомерно. Люди должны все прекрасно видеть, слышать, комфортно расположиться. А, даже придя на слушания, смогут ли они разобраться в тонкостях законодательства? Знают ли они, как рассчитывается, например, разворотное кольцо для проезда пожарной машины? Свои требования к новостройкам есть у сотрудников полиции и скорой помощи. На мой взгляд, должен быть специалист, который бы разъяснял людям такие вещи. И это возможно проговорить с ними до слушаний.
Я в свое время была единственной на слушаниях по застройке нового жилого комплекса на ул. Котанова в Мысхако, узнала о них по «сарафанному радио». Поскольку хорошо могу читать проекты, заинтересовалась площадью зеленых зон. Задаю застройщикам вопрос: почему в первой очереди проекта зеленые зоны не отражены? Мне ответили, что площадь озеленения рассчитывается согласно нормативам, площадь зеленых зон включена во внутридомовую территорию, и по расчетам все верно. Подняла документы по градостроительным нормативам. И что вы думаете? Проектировщики в зеленые зоны включили внутриквартальное озеленение и решили, что этого жителям будет достаточно. А за «скобками» этих кварталов ни сквериков, ни парковых аллей… По факту – общественных зон отдыха просто нет, а формулировкой «согласно нормативам» застройщики убеждают жителей, что так и положено.

На самом же деле площадь озеленения рассчитывается согласно строительным нормам (СН2.4.3648-20). По ним озеленение территории производится из расчета: «не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок». В том числе сюда входят все типы озеленения – и внутри-квартальные, и общественно-деловые пространства. Стоит отметить: при новом строительстве общественные зоны должны быть озеленены не менее чем на 25 процентов.
– Сегодня застройщик заказывает проект определенной, им же выбранной, проектной организации. Архитектура города, получается, даже не имеет возможности вмешиваться в проект. А обычные жители не всегда обладают необходимой компетентностью для принятия решения. Что в итоге получаем? – согласовываем то, что удобно и выгодно только застройщику, — рассуждает Елена Толстых.
– Люди хотят знать, каким будет город с учетом его дальнейшей урбанизации, видеть перспективы развития предпринимательской деятельности, сферы услуг, образования, понимать, какие кадры будут востребованы в ближайшее время и через пять, через 10 лет. Нам в этом городе жить! Мы хотим видеть аншлаги на домах, красивые въездные группы, видеть творчество наших будущих дизайнеров и архитекторов, нашей молодежи, – подчеркнул Сергей Цымбал.
– Общественная палата работает сегодня по многим направлениям. Недавно мы организовали встречу предпринимателей города с сотрудниками налоговой инспекции. Вопросов у представителей бизнеса было столько, что налоговики даже издали методические рекомендации, где дали разъяснения по изменениям в налоговом законодательстве. И благодарили нас за эту встречу, – отметила заместитель председателя Общественной палаты Татьяна Митина. – Эксперты нашей палаты активно сотрудничают с краевой Общественной палатой, в частности, перенимают опыт по работе с управляющими компаниями.
– Мы готовы к диалогу с жителями и властью города о положении дел во всех сферах деятельности Новороссийска, – подытожил Сергей Цымбал.