Только по ОМС?
Пока дальше разговоров о запрете абортов дело не зашло. Парламентарии предлагают разные варианты, которые зачастую диаметрально противоположны, а порой противоречат Конституции РФ. Так, внесенный в конце 2023-го в Госдуму законопроект о запрете частным клиникам делать аборты отозвали, посчитав его нарушающим права граждан.
В начале года председатель комитета Государственной Думы по вопросам защиты материнства и детства Татьяна Буцкая, отвечая на вопросы ТАСС, заявила, что вся работа о запрете частным клиникам делать аборты идет на уровне регионов. Девять субъектов такую инициативу поддержали, например, Республика Крым и Курская область. По всей стране сотни коммерческих медицинских организаций заявили, что отказались от проведения абортов добровольно.
Для сведения: в России врач акушер-гинеколог имеет право отказаться делать аборт, если данная процедура противоречит его нравственным, религиозным принципам и не угрожает жизни и здоровью пациентки.
Депутаты также предлагали сделать аборты только платными, исключив их из системы ОМС. Сторонники идеи аргументируют тем, что не должно государство за свои же деньги убивать будущих граждан. Так что, если женщина решается на аборт, пусть делает на свои.
Другое их предложение, напротив, призывает делать аборты только в рамках ОМС. Это нужно для того, чтобы государство имело настоящую, а не «кривую» статистику абортов.

Штраф за принуждение
В борьбе за неродившихся детей в некоторых российских регионах власти ввели запрет на «склонение женщин к абортам». В числе первопроходцев Республика Мордовия, Тверская область.
Так, в Тверской области склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа или обмана влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административное правонарушение считается совершенным вне зависимости от того, было ли произведено искусственное прерывание беременности или нет. Информацию, сколько человек было за это оштрафовано, найти не удалось. Существует мнение, что подобные законопроекты малоэффективны, ведь чаще всего разговоры о том, что ребенок не нужен, ведутся в узком семейном кругу, а жаловаться на близких, даже если они говорят страшные вещи, как-то не принято.
Кстати, согласно опросу, проведенному Фондом Общественного мнения в 2023 году, 43% россиян считают, что аборт должен проводиться только по медицинским показаниям. К таковым респонденты отнесли угрозу жизни матери, серьезные патологии плода, изнасилование.
Сколько стоит?
Краснодарский край ни в каких подобных проектах участия не принимает. Частные клиники региона сами решают, оказывать женщинам услуги по искусственному прерыванию беременности или нет.
В одном из известных в городе-герое медцентров можно сделать как медикаментозный аборт (срок до 7 недель), так и хирургический. Цена зависит от способа проведения, варьируется от 12 до 16 тысяч рублей. Медикаментозный аборт дороже.
Несмотря на то, что центр частный, он обязан следовать клиническим рекомендациям Минздрава. Перед прерыванием беременности пациентке должны сделать УЗИ, при котором обязательно надо дать послушать сердцебиение плода.
Кроме этого, женщину направляют на доабортное консультирование в кабинет медико-социальной поддержки, работающий при женской консультации №1 на ул. Малозмельской, 5. Только со справкой от специалиста Кабинета в частном центре прервут беременность. Во всяком случае, по закону обязаны делать так.
Кабинет №48
За последние пять лет благодаря консультациям в кабинетах медико-социальной поддержки больше 17 000 женщин в Краснодарском крае передумали делать аборт и решили сохранить беременность.
«Новороссийский рабочий» посетил такой кабинет и пообщался со специалистом по социальной работе, психологом Ольгой Александровной Тисленковой (на фото).

Кабинет №48, в котором принимает Ольга Александровна, довольно просторный. Два диванчика, столик, с разными брошюрами, посвященными одной теме. В глаза бросаются «малыши» — три крохотные фигурки, с виду обычные резиновые, но когда берешь в руки, чувствуешь, что они мягкие и теплые. Кладу одну из них на ладошку.
— Так выглядит ребенок в 12 недель. Человек. У него все есть, просто маленький. Аборты, если они не по медицинским показаниям, у нас разрешено делать именно до этого срока, — начинает рассказ Ольга Тисленкова.
16 душ
— Ольга Александровна, давно вы здесь работаете?
— Всего полгода. Спасение даже одной жизни — результат, нам же удалось отговорить от прерывания беременности за этот период 16 женщин.
— Каков социальный портрет посетительниц вашего кабинета?
— Они все разные, но чаще всего приходят женщины 35-45 лет, уже имеющие детей. К счастью, в России первую беременность, даже если она случилась в раннем возрасте, женщины стараются сохранять.
— Как вам удается найти нужные слова для женщин, чтобы не травмировать вне зависимости от принятых ими окончательных решений?
— С каждой пациенткой работа строится индивидуально. Зачастую до посещения психолога у женщины в голове один вариант: аборт. Они не видят другого развития той ситуации, в которой оказались. Это называется тоннельное мышление. Задача психолога — раздвинуть пространство, позволить увидеть другой путь, в идеале три.
— Приведете пример?
— Одна из первых моих посетительниц. Хорошая семья, но вторая беременность наступила рано, первый ребенок совсем маленький. В ходе беседы выяснилось, что женщина вроде, как и не против родить, но сомневается в своих силах. Поговорили. Развеяли опасения. Оказывается, и старший малыш спокойный, и бабушки готовы прийти на помощь, и учебу можно не бросать, и врач акушер-гинеколог заверил, что организм молодой, справится с нагрузками. В итоге ждем к лету мальчика!
Делали двое, отвечать одной
— К вам приходят на консультацию парами?
— Редко. Мужчины часто самоустраняются, будто бы все, что произошло с женщиной, это сугубо ее вина. Но есть и исключения. Приезжала пара из Геленджика. У них уже четверо детей. В ходе беседы именно папа первый вскочил с дивана, взял жену за руку и сказал: «Никакого аборта! Будем рожать».
— Как вы лично относитесь к абортам?
— Лично я отрицательно. Но никогда не давлю на женщину. Моя задача дать ей пищу для размышления, а потом позволить принять тот выбор, который она сделает, максимально бережно для психики. Но честно, так приятно встречать моих девочек в коридорах консультации и слышать: «Ольга Александровна, мы решили рожать».

— Ваши услуги бесплатные? Женщина может прийти только один раз?
— Бесплатные. Нет, может прийти столько раз, сколько ей будет нужно. И время консультации не ограничиваю. В кабинет медико-социальной поддержки приходят не только те, кто находится в состоянии репродуктивного выбора, к нам приходят женщины, столкнувшиеся с потерей желанной беременности, кто вынужден был прервать ее по медпоказаниям, те, кто вынашивает малыша, но столкнулся с какими-то сложностями в жизни.
— Что вы имеете в виду?
— У нас есть юрист, я также выступаю как соцработник. Мы помогаем получить документы, информируем о положенных пособиях, если надо взаимодействуем с органами опеки, рассказываем про некоммерческие организации, оказывающие помощь женщинам с детьми и беременным. В Краснодаре есть кризисный центр, где женщина может какое-то время пожить, есть социальные квартиры. Главная задача показать женщинам, что они не одни. И когда будущая мама это понимает, часто делает выбор в пользу сохранения беременности.
Спасительный ролик
— У вас на столике много брошюр. На двери наклейка «Каждый ребенок должен увидеть солнце». Помогает такая агитация?
— Кому как. Сначала, когда женщины только приходят, они словно не замечают брошюры на столике, а уходя, некоторые сами берут. Был случай, когда девушка сидела в очереди на аборт, увидела ролик на экране в коридоре, передумала. Да, такое случается редко, но ради этих чудес стоит продолжать нашу работу.
— Ольга Александровна, надо ли запрещать аборты?
— Запрещать нельзя. Женщина должна иметь выбор.
— Если не запрещать аборты, то как снижать их количество?
— Нужно вести просветительскую работу. Рассказывать про контрацепцию, сегодня она доступна и разнообразна. Хорошо работает социальная реклама, пропагандирующая семейные ценности. Но основное внимание необходимо уделять половому воспитанию подростков, только делать это надо грамотно. Если девочка поймет свою ценность и то, как важно беречь здоровье, если мальчик осознает всю ответственность — это и будет самой лучшей профилактикой абортов. Воспитаем правильно подрастающее поколение, придем к тому, что через несколько десятков лет абортов по причине «не вовремя, так получилось» будет немного.

Страшная статистика
Сегодня в России нет точных данных, сколько делается абортов. Врачи заверяют, что число хирургических операций по прерыванию беременности снижается. Средняя цифра – 500 000 в год.
Представители фармкомпаний показывают данные, что количество продаваемых препаратов для медикаментозного аборта растет и превышает миллион пачек в год.
Каким бы способом ни был сделан аборт, это всегда калечащая операция. Она наносит удар здоровью женщины, даже если «все прошло хорошо», последствия могут быть отдаленными.
Запрещать аборты нельзя. Любое давление сверху не приводит ни к чему хорошему. Опыт такой у нашей страны был. У женщины должен быть выбор. Хорошо, когда в момент выбора рядом с ней есть специалист, который найдет нужные слова и если не отговорит от аборта в пользу новой жизни, то поможет сохранить психическое здоровье. УЗИ с прослушиванием сердцебиения плода, фотография человечка, «неделя тишины», консультация психолога – если бы все частные медцентры ставили возможность сохранения маленькой жизни выше прибыли от проведения манипуляции, то у законодателей было бы меньше поводов их в чем-то ограничивать или к чему-то принуждать. Работать надо на совесть, а не по принципу «Все равно никто не узнает». И это относится ко всем сферам жизни. Глядишь, и жизнь в стране стала бы лучше, и количество рожденных детей выросло бы само собой.