Светлана Александровна Полякова – коренная жительница Новороссийска, родилась в августе 1938 года. В ее семье всегда читали «Новороссийский рабочий», и в свои 86 лет она продолжает выписывать нашу газету.

После публикации статей о Доме с орлом Светлана Александровна позвонила в редакцию, чтобы поделиться воспоминаниями об этом здании.
Дом с орлом – легендарная резиденция Черноморского губернатора – считался самым красивым зданием от Анапы до Сухума. Его строительство началось в 1914 году, и газеты писали: «На Дмитровской улице (ныне ул. Энгельса), вблизи мужской гимназии, вчерне закончена постройка дворца губернатора. Здание имеет три этажа, величественное с виду. После окончательной отделки оно будет лучшим украшением города. Стиль здания смешанный, с колоннами, барельефами, нишами и фигурными украшениями».
Во время Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено. В 1956 году его снесли. Сегодня на его месте по адресу ул. Энгельса, 55, стоит многоэтажное здание, полностью соответствующее хрущевской стилистике – без архитектурных излишеств.
До Великой Отечественной войны семья Светланы Александровны Поляковой жила на пересечении улицы Фисанова и Вальяновского переулка, рядом с Октябрьской площадью, где стояли наши зенитчики.
– Город постоянно бомбили. Помню, как горел театр в Ленинском парке. Полыхало очень сильно, все соседи выбежали. Тогда город не был так сильно застроен. И до того все плакали! В это время зенитчики ловили немецкий самолет, поймали. Помню его в небе – как детская игрушечка. А потом нас эвакуировали. Сказали взять самое необходимое, но у нас была только одежда, в которой мы и уехали.
Новороссийцев планировали доставить в Керчь, но бои и наступление фашистов все изменило. Остановились в станице Старотитаровской Темрюкского района. Как только освободили город, в 1943 году, семья нашей героини вернулась. И день освобождения города Светлана Александровна помнит хорошо – стояла замечательная солнечная погода. И все снова плакали, только теперь от радости.

– А в нашем доме жил офицер, маму с детьми не пустил. Она нашла квартиру на улице Энгельса, по соседству с Домом с орлом. Напротив школы № 3, я потом туда ходила, бегала через дорогу.
Светлана Александровна отчетливо помнит, как она в 1944 году, играя вместе с другими детьми в казаки-разбойники, пряталась в нишах, за скульптурами и выступами здания. Особенно она любила таиться в калитке – там была красивая чугунная решетка.
– Между нашими домами не было ни забора, ни каких-то ограждений. В Доме с орлом располагался госпиталь, двор был весь в стираных бинтах. Как-то я, заигравшись, вбежала в само здание, где лежали раненые, и обомлела, так как попала в царство роскошной лепнины. У меня до сих пор стоят перед глазами букеты из роз (темно-розовая, чайная и белая – они были цветные), вензеля, красивые карнизы. Ничего прекраснее этого я не видела.
Раненые обрадовались при виде детей и не стали их прогонять. Мы днем развлекали красноармейцев, подносили им воду и помогали чем могли медсестрам, а вечером уже играли в казаки-разбойники.
– Здание было сильнее разрушено со стороны нашего дома, верхние этажи. Поэтому нас дальше первого не пускали. Помню, как жарким летом мы ночевали на крыше сарая. У орла в клюве был стеклянный синий шар, который ночью при луне изливался невероятным светом, как фонарь.

Историк Сергей Новиков отметил, что до этого нигде в описании Дома с орлом не было упоминания о шаре. Но Светлана Александровна убеждена, что сияние исходило именно от стеклянной сферы в клюве.
Вскоре раненых перевезли в госпиталь у церкви. Туда детей уже не пускали.
Много лет спустя Светлана Александровна от бабушки своего мужа узнала, что ее младшие братья в свое время по всей Кубани скупали яйца для раствора, чтобы создавать лепнину Дома с орлом. Корзины складывали в определенное место во дворе. Судя по воспоминаниям нашей героини, эти усилия были не напрасны.
С годами ее любимый Дом с орлом ветшал. Никаких попыток восстановить это величественное здание не было, и его снесли.
– Я одно время работала в киоске «Союзпечать» рядом с магазином «Военная книга» на ул. Новороссийской республики. Недалеко жил архитектор Константин Михайлович Михайлов, он всегда покупал у меня «Московские новости». Как-то спросила у него, неужели нельзя было сохранить Дом с орлом, это же такая была красота. А он мне честно ответил, что за годы его работы были ошибки, и что архитектор много думает об этом доме. Я так поняла, он жалел, что не удалось сохранить это здание.
Светлана Александровна Полякова призналась, что в последнее время спать не могла из-за желания поделиться своими воспоминаниями. А тех, что не вошли в этот материал, хватит еще не на одну интересную статью.