Водоканалу нужны молодые кадры!
Дмитрий Волга пришел на пост директора Водоканала в июле 2024 года. За время его работы потери планомерно сократились на шесть процентов.
— Что вы сразу изменили на предприятии?
— На момент моего вступления в должность у Водоканала было всего две ремонтные бригады, которые, условно, сидели и играли в домино. Не потому что было такое отношение к труду, а потому что нечем было работать. Мы приобрели два экскаватора, три машины аварийно–диспетчерской службы и обеспечили ремонтную базу автогаража, чтобы машины не простаивали.
Сегодня в Водоканале работает уже пять аварийных бригад. Увеличили зарплату водителям и тем, кто устраняет порывы, чистит канализацию. Зарплата в цехе канализации составляет 54 тысячи рублей, а в цехе водоснабжения – почти 64 тысячи рублей. По факту заработок у некоторых в январе составил более 100 тысяч с учетом переработки. Людей по-прежнему недостаточно, но количество утечек уже сократилось в два раза.
— А штат сотрудников большой?
— По штату у нас 988 человек, а по факту – 831. Дефицит кадров составляет 157 человек. Особо острая потребность в слесарях и водителях – впрочем, сегодня таких специалистов везде нехватка. Моя задача сейчас – сохранить и приумножить кадры.
— Сколько бригад еще нужно? Где ищете пополнение?
— Я ставил задачу, чтобы работало шесть бригад, но в идеале вижу восемь. В селах тоже нужно доукомплектовывать бригады – работы в этом направлении очень много. В Новороссийске дефицит кадров рабочих специальностей. Сейчас начали активно сотрудничать с Новороссийским колледжем строительства и экономики, взяли уже студентов в лабораторию пробоотборщиками. Заключили договор на прохождение практики, чтобы заинтересовать и привлечь молодые кадры.
По мнению Дмитрия Волги, для развития Водоканала нужно поднимать престиж профессии и в целом предприятия, менять отношение к работе.
— Средний возраст работников составляет 46 лет. Это никуда не годится. Но он должен быть как минимум 35 лет. Тогда предприятие будет успешно развиваться и расти. Молодежи и новичкам нужно все объяснять и показывать, ведь работа любого нашего подразделения очень интересная. Ежегодно колледж выпускает специалистов по водоснабжению и водоотведению, куда они деваются – для меня остается загадкой.

— Принимаете на работу только сотрудников с опытом?
— Нет, готовы брать и без опыта. Всему обучим, все покажем и расскажем. Главное, чтобы человек был серьезный и имел желание работать. Только водители нужны уже с необходимой квалификацией.
Даже с высоким тарифом приходится экономить
Судя по всему, тариф на воду в Новороссийске «бьет рекорды» не только по Краснодарскому краю, но и по России. Во всяком случае, сколько автор строк ни искала населенный пункт, где вода стоит дороже, — не нашла. Сегодня кубометр воды в нашем городе для физических лиц — 91,82 рубля, для юридических лиц — 97,86 рубля.
Даже соседний Геленджик не может конкурировать с нашими расценками, несмотря на то, что он точно так же полностью зависит от Троицкого группового водопровода. Цена 1 кубометра воды там сейчас составляет 88,28 рубля.
Для сравнения, в Краснодаре сегодня кубометр воды стоит 36,2 рубля, в Сочи 40,48 рубля, в Анапе 55,08 рубля, в Москве – 50,93 рубля.
— Даже с таким высоким тарифом мы не окупаем все свои расходы и вынуждены экономить. Потому что мы воду для города ПО-КУ-ПА-ЕМ у ТГВ. И тариф одинаковый для всех, кто подключен к централизованному водоснабжению. Независимо от того, от какого источника питается.
О мифах и заблуждениях
В Новороссийске всегда искали альтернативу известным собственным источникам и Троицкому групповому водопроводу. Любой здравомыслящий человек понимает, что населения ежегодно прибавляется, потребление воды увеличивается, а источники не вечные. Но все предыдущие директора Водоканала, как и Дмитрий Волга, занимают непопулярную позицию: своей воды в Новороссийске нет и не будет.
— Дмитрий Викторович, в свое время Валентин Хлюстенко, который сделал много для развития системы водоснабжения в нашем городе, в одном из интервью отметил, что нам нужен равнозначный Неберджаевскому водохранилищу собственный источник. Что на Троицкий групповой водопровод не стоит возлагать все надежды. Что думаете по этому поводу?
— Поверьте, если бы был равнозначный собственный источник, он бы уже давно был разработан и введен в эксплуатацию. Наши специалисты постоянно ищут, исследовали все вдоль и поперек. Своей воды в Новороссийске в достаточном количестве нет. В поселениях есть источники, но это недостаточные для города объемы. Все другие утверждения – мифы и легенды, поверьте.
— Наши постоянные читатели интересуются, почему мы не можем использовать опреснители, ведь город стоит на море. Рассматривали этот вопрос?
— Конечно! Буквально недавно к нам приезжали разработчики, предлагали установить опреснительную станцию. Стоимость воды на выходе из станции в пять раз дороже, чем мы сейчас платим по самому дорогому тарифу. И это дистиллят, который еще надо будет доводить до ума, обогащать необходимыми микроэлементами в соответствии с СанПиНом. Себестоимость такой воды будет 500-600 рублей за кубометр! Сегодня это экономически нецелесообразно. И еще надо будет думать, как утилизировать отработанную соль. У нас нормы по экологии сегодня очень высокие. Поэтому те, кто считает, что выход в опреснении морской воды – заблуждаются.
— Дмитрий Викторович, вдруг что случится на Троицком групповом водопроводе, есть на этот случай план Б?
— Нет, к сожалению, такого плана нет. А на ТГВ сбои случаются, и тогда в нашем городе происходит коллапс, начинаем развозить воду водовозками.
— Это ваши водовозки?
— Не только, также нанимаем частников. Всего можем задействовать до 25 машин. Когда случаются проблемы, мобилизуем все.

— Они привозят питьевую или техническую воду?
— Чистую, питьевую, можно сразу в чайник заливать.
— Как вы контролируете чистоту емкостей?
— Мы в обязательном порядке их промываем, дезинфицируем, берем пробы воды.
— Во многих частных домах стоят накопители. Можно заказать, чтобы приехала машина и заполнила его?
— Нет, так мы не делаем. Можно набирать емкости у водовозки и заливать их в накопители, если вам так хочется их наполнить.