Триколор

«У входа в дом вы увидите машину и детскую горку» — дал мне координаты Борис Игоревич. Иду по проулку. Машина, горка… и единственный дом, над которым гордо реет триколор. Здесь и живет полковник Петров, командир, потерявший за два года войны в Афганистане всего одного солдата из своей роты, человек, о котором в своей книге упоминает легендарный генерал Лебедь.

Полина, проходите. Сам встретить вас, к сожалению, не могу, – доносится голос из кухни.

Разуваюсь. Взгляд задерживается на красивой резной деревянной трости. В тот момент еще не знаю, что передо мной «киноактриса».

Сначала служба

Военная династия семьи Петровых насчитывает шесть человек. Отец Бориса Игоревича – Игорь Борисович Петров, подполковник; родной брат Петр Игоревич Петров, майор; Сергей Борисович Петров – сын, майор; Анастасия Борисовна Петрова – дочь, ефрейтор; Никита Игоревич Моторкин – внук, курсант Рязанского училища ВДВ.

Мой дед погиб в 1944-м на фронте. К сожалению, информацию о прадедах найти не удалось. В нашей семье, как и во многих других, на сведения о жизни до революции было наложено табу. Боялись. Полагаю, что если бы сохранились какие-то данные, то выяснилось бы, что и предки так или иначе стояли на службе государства, — начинает рассказ Борис Игоревич. – Когда с Великой Отечественной вернулся живым двоюродный брат отца, послушав его рассказы, отец и решил связать свою жизнь с армией.

Игорь Борисович Петров окончил в родном Пермском крае сельскохозяйственный техникум и поступил в Свердловское суворовское офицерское училище. Любопытно, что день окончания техникума совпадает с днем его присяги.

Учились «на офицеров» тогда два года. В 1954-м лейтенант Петров получил распределение на Дальний Восток, а в свой первый отпуск вернулся в Свердловск за невестой.

У нас в семье было так заведено: сначала служба, затем все остальное, — улыбается Борис Игоревич. – С моей мамой, Альбиной Петровной, папа встречался, пока был курсантом. На Дальний Восток уехал без нее. Когда приехал в отпуск, узнал, что его невесту, выпускницу медучилища, отправили в Казахстан, осваивать целину. Поехал за любимой. Женился и увез с собой.

Переезды

Всю жизнь чета Петровых прожила вместе. И пока глава семьи всего себя посвящал службе, а также сопутствующим службе задачам, таким как валка леса, заготовка дров, Альбина Петровна разрывалась между работой в военном госпитале и воспитанием сыновей.

Декретных отпусков, таких как сейчас, тогда не было. Из положения выходили благодаря найденным бабушкам, приглядывающим и за своими внуками, и за чужими детьми. Такая няня была и у меня. Хорошо помню, как в три года играл с десятью девочками-сестренками. Когда папу переводили на службу в другой город, та семья просила его оставить им меня, ведь у них одни девчата.

За первые годы жизни Борис Игоревич вместе с родителями и братом сменил семь населенных пунктов на Дальнем Востоке. Отец проходил службу в Хабаровском и Приморском краях, а закончилось дальневосточное турне Петровых в Амурской области, городе Белогорске, где стояла дивизия ВДВ.

Отец служил в пехоте, но, когда генерал Маргелов отдал приказ о расширении ВДВ, из всех родов войск стали отбирать лучших офицеров. В их число попал и он. 

Борис учился в 7-м классе, когда дивизию из Белогорска перевели в Одесскую область.

У отца к концу службы было 1 164 прыжка с парашютом, он тренировал команду дивизии по парашютному спорту. Спортсменам надо было приземлиться на точку, диаметр которой всего 10 см! Сколько я уговаривал разрешить и мне шагнуть в небо, ведь всю теорию, правила укладки парашютов давным-давно выучил, но у отца всегда были причины отказать: то ветер сильный, а у меня вес маленький, то еще что-то.

Первые прыжки

Все случилось в 9-м классе, 26 марта 1972 года. Этот день Борис Игоревич помнит до сих пор.

Отец взял меня на прыжки. Надел парашют и повел в самолет. Когда набрали высоту, он сказал «Давай за мной!» и прыгнул, а я следом. В тот момент любопытство сменилось ликованием, чувствовал себя героем, хотелось, чтобы весь мир мной восхищался, бежал домой и захлебывался от счастья!

Не меньше запомнился Борису Игоревичу и второй прыжок. Делал он его со спортивным парашютом в составе женской команды. Именно факт присутствия девушек на борту самолета стал тем самым «пинком», который заставил парня выйти в небо.

Было страшно. Но прослыть трусом и тем самым опозорить отца было еще страшнее. Потом я понял, что отец прекрасно понимал: на смену эйфории от первого прыжка перед вторым приходит дикий инстинкт выживания, поэтому все организовал именно так.

— Как реагировала ваша мама? Волновалась?

Наверное, но она никогда ничего не говорила на этот счет. Даже о том, что как-то у отца не раскрылся парашют и он приземлился на запасном, узнала не от него, а от кого-то из жен сослуживцев.

«Плацдарм за облаками»

В 8-9 классах начались разговоры о будущей профессии. Отец был против военной карьеры сына. Мама надеялась, что Боря станет медиком. Точку в споре поставила привезенная отцом со сборов брошюра «Плацдарм за облаками», в которой рассказывалось о Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

В 1973 году туда Бориса привез отец, а через семь лет в это же училище поступил младший брат Бориса Петр. Это стало одной из традиций семьи Петровых. В 1998-м в Рязанское ВДВ Борис Игоревич отвез уже своего сына, а в 2021-м внука Никиту.

Конкурс в 80-х был 17 человек на место, но подвести отца Борис не мог. Поступил с первого раза. По окончании лейтенанта Петрова отправили служить в 300-й полк в Кишинев. Сначала он был командиром взвода, потом роты.

Улыбчивый и жесткий

В 1981-м Петрова командировали в Афганистан, в 345-й отдельный гвардейский парашютно-десантный полк под командованием полковника Павла Грачева, будущего министра обороны. Командиром батальона, в который попал Петров, был Александр Лебедь.

Про одну из рот этого полка снят известный фильм «9 рота», а про нашего героя в своей книге «За державу обидно» генерал Александр Лебедь написал: «…а командиром 3-й роты был всегда улыбчивый, но очень жесткий капитан Петров».

— То, что вы улыбчивый, я вижу, неужели, действительно, жесткий?

Иначе не выжить и людей не сохранить. Не спрашивайте о том, как и что там было, за что у меня орден «Красной звезды». Те, кто побывал на войне, редко о ней говорят, так, только собравшись с сослуживцами… Скажу лишь, что за два года в Афгане я потерял только одного своего бойца – нарвались на засаду. Помню до сих пор.

За семьей

Борис Петров в Афганистане.

В Афганистане произошло переосмысление многого. Там Борис Петров понял ценность семьи и как важно, чтобы тебя ждали. В отпуск поехал в Рязань и женился на той, с которой встречался, еще будучи курсантом, к которой приезжал из Кишинева, которая родила ему в 1981-м сына, а через три года дочь.

С супругой мы прожили 20 лет. Расстались. Она пережила все мои командировки в горячие точки, выхаживала после ранения, полученного в 1996-м в Чечне, примчалась в госпиталь во Владикавказ, затем в Бурденко вместе летели. Врачи мне никаких шансов не давали, несколько месяцев вообще лежал бревном. Она помогла на ноги встать. Знаете, сейчас оглядываюсь назад и понимаю, мы очень часто жалеем себя, но не жалеем тех, кто рядом с нами. На ее долю много испытаний выпало, а я не понимал, не жалел.

Командовал парадом

Из Афганистана Борис Петров вернулся командиром батальона в Кишинев, затем поступил слушателем в военную академию им М.В. Фрунзе в Москве, после была служба начальником боевой подготовки в 7-й воздушно-десантной дивизии в Литве. В 1993-м дивизию перевели в Новороссийск.

 В 1995-м году в Новороссийске впервые прошел Парад Победы с участием боевой техники. Тем парадом командовал полковник Петров, за что был награжден главой города Валерием Прохоренко именными часами.

— После ранения, полученного в Чечне в 1996-м, долго восстанавливался, но до конца так в себя и не пришел. Тяжелейшее ранение в голову, знаете ли. Тем не менее состояние здоровья тогда позволило вернуться в строй. В 1999-м был отправлен начальником оперативного отдела первой бригады миротворческих сил РФ в Югославию. Там пробыл год. В запас ушел в 2006 году в возрасте 49 лет. Родине прослужил 33 года, а выслуги – 49 лет. Вот такая военная математика. Считай, с самого рождения был на государевой службе.

Киноследы

По состоянию здоровья Борис Игоревич сегодня из дома почти не выходит. Резная деревянная трость, служившая опорой столько лет, стоит в коридоре.

На съемки фильма «Грозовые ворота» меня пригласили консультантом. Андрей Краско на площадке подвернул ногу и попросил одолжить ему трость. Так она и попала в кино. Доснимали киноленту в Питере. Ко мне приехали представители съемочной группы и еще раз одолжили трость, вернули где-то через месяц. А мой наградной пистолет «засветился» в ленте «Честь имею», так что везде «наследить» успел, – смеется Борис Игоревич.

Наградной именной пистолет лежит в сейфе. В коридоре дома полковника Петрова целый музей из наград, фотографий. Среди экспонатов, на почетном месте, — портрет героя России командующего воздушно-десантными войсками генерал-полковника Владимира Шаманова с личной дарственной подписью: «Борис Игоревич! Спасибо за боевую дружбу и братство!»

Внук Никита – курсант Рязанского училища ВДВ – особая гордость деда.

Мужская профессия

Военную династию Петровых продолжает сын Сергей. Сегодня выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, участник боевых действий майор Петров служит в штабе 7-й воздушно-десантной дивизии.

— Не страшно было сына в командировки отпускать?

Это мужская обязанность. Меня отец от Афганистана в свое время тоже не отговаривал. Единственное, что сказал Сергею, это всегда помнить про меры личной безопасности. Треть от общих потерь при боевых действиях – это итог личной недисциплинированности.

Дочь полковника Анастасия Петрова – ефрейтор. Служит укладчиком парашютов в 7-й десантно-штурмовой дивизии (горной). Ее сын Никита Моторкин в декабре 2025-го выпустится из Рязанского ВДВ. Из-за СВО у него ускоренный выпуск.

— Борис Игоревич, не боитесь за внука? Вдруг СВО к декабрю не закончится?

— А как дети других? Чем он лучше? Я – полковник ВДВ. Второй его дед, по отцовской линии, — полковник танковых войск. У каждого своя судьба. Он — будущий офицер. Его профессия – Родину защищать. Нормальная мужская профессия.