Судьба позвала в плавание

Накануне коллеги Геннадия Николаевича из его родной компании «Новошип» (ранее – «Новороссийское морское пароходство») с большой теплотой рассказали об этом неординарном человеке, Капитане с большой буквы, чья судьба неразрывно связана с морем, хотя родился Геннадий Николаевич очень далеко от него – в селе Любимовка Курской области, в семье агронома. 

В роду курских крестьян моряков до Геннадия Николаевича не было. Да он и сам, будучи школьником, не предполагал, как сложится его дальнейшая жизнь. Во время каникул, как и другие, работал в колхозе, научился водить трактор и автомобиль, освоил пахотную и уборочную технику. Мечтал стать летчиком, чтобы увидеть весь мир. Но судьба распорядилась иначе. Письмо от двоюродного брата о романтической профессии моряка позвало Геннадия Федченко в дорогу – подавать документы в приемную комиссию Одесского высшего инженерного морского училища. 

В Одессе юный Геннадий впервые увидел Черное море – оно его настолько зачаровывает, что он тут же решил совершить морскую прогулку на катере «Россия» до Большого Фонтана. Когда приемная комиссия поинтересовалась у абитуриента Федченко, совершал ли он рейсы, он уверенно ответил: «Да, на «России». Оказалось, что неделю назад теплоход с таким же названием вернулся из рейса в Америку. Когда Геннадий уточнил, что он на «России» ходил до Большого Фонтана, вся комиссия умирала от хохота, но так как все вступительные экзамены были сданы успешно, Геннадий становится курсантом судоводительского факультета ОВИМУ. Он ни разу не пожалел о своем выборе. Говорит, что работал с большим упоением. Но и море всегда благоволило капитану.

Танкер «Свердловск» – первенец капитана Федченко. Фото предоставлено Василием ХОНИНЫМ. Сайт: nvrsk-kostomarovo.ru

Ушел от американцев

Первое место работы Геннадия Николаевича – танкер «Кремль» – работал в каботаже, а свой первый заграничный рейс он совершил на танкере «Свердловск» в должности третьего помощника капитана. Со «Свердловском» у Геннадия Николаевича связаны особо теплые воспоминания – именно на нем он стал 30-летним капитаном дальнего плавания! Невиданный карьерный взлет по тем временам.

О своем первенце – судне «Свердловск» – Геннадий Николаевич до сих пор рассказываете с такой неуемной любовью, несмотря на то, что на нем он столкнулся с трудностями. В одном из первых рейсов под командованием Геннадия Николаевича «Свердловск» при швартовке кормой едва не навалился на каменную эстакаду из-за неполадок в системе автоматизации, но сказанная вовремя мастером команда «Держать якоря!» спасла и экипаж, и ситуацию в целом. С тех пор удача ни разу не покидала капитана Федченко.

 Времена 60-х-годов были неспокойные – международная обстановка крайне сложная и напряженная: назревал карибский кризис. «Свердловск» совершал рейсы на Кубу, и однажды ночью советский танкер оказался под прицелом орудий трех враждебно настроенных американских эсминцев. Капитан отдал команду «Самый полный вперед!», проигнорировав команды с эсминцев, которые требовали остановиться.  Открыть огонь по советскому танкеру, однако, военные корабли не решились. Геннадий Николаевич сообщил Министру морского флота Виктору Георгиевичу Бакаеву, что его судно пытались остановить американцы, но он им не подчинился, продолжил следование и вышел из зоны американского влияния. После этого капитан Федченко получил телеграмму от Министра морфлота СССР: «Ваши действия одобряю». Это была высочайшая оценка правильных действий молодого капитана в таких неординарных условиях!

Танкер «Братислава», 1965 год. Г.Н. Федченко (слева) на капитанском мостике. Фото предоставлено Василием ХОНИНЫМ. Сайт: nvrsk-kostomarovo.ru

Талант руководителя

Надо отметить, что моряки стремились попасть работать на суда именно с капитаном Федченко. Он всегда относился к людям с душой, но при этом был справедлив и требователен, панибратства на судне не допускал, дисциплина была превыше всего.

Геннадий Николаевич никогда не позволял себе унизить человека, но вызвать на беседу, сказать, что думает, наставить на путь истинный – это он мог! Он обладал огромным талантом – в самой наисложнейшей ситуации найти нужные слова, не обидев коллегу, и решить проблему без конфликта! Это такое ценное качество для капитана, ведь отношения на судне выстраиваются именно благодаря его умению в каждом видеть личность и всегда поступать справедливо!

В августе 1963 года Геннадий Николаевич становится капитаном танкера «Будапешт».  И хотя теперь это может показаться довольно странным, в сравнении с нынешними супертанкерами дедвейтом в 300-350 тысяч тонн, но, по тем временам, двухсотметровый «Будапешт» водоизмещением всего 45 тысяч тонн считался гигантом.

 Благодаря своему капитану экипаж танкера добился высоких производственных показателей, и через год Геннадию Николаевичу было доверено принять танкер-новострой «Брати-слава», водоизмещением 60 тысяч тонн.  Этот танкер позволил капитану по-новому взглянуть на осуществление технологических операций и работу экипажа.  На «Братиславе» одними из первых внедрили скоростную загрузку танкеров – вместо нормативных на тот момент полутора суток на загрузку танкера такого размера процесс погрузки здесь завершали за 10 часов, что давало экономический эффект, равный стоимости одного рейса из Новороссийска до берегов Америки.

1966 год, танкер «Братислава». Хобби капитана Федченко – фотография. Фото предоставлено Василием ХОНИНЫМ. Сайт: nvrsk-kostomarovo.ru

Награда нашла героя

29 июля 1966 года за досрочное выполнение заданий семилетнего плана и выдающиеся производственные успехи 36-летнему Геннадию Николаевичу Федченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда. О высокой награде он узнал в Болгарии, где проводил отпуск. В два часа ночи в гостиничный номер, который они снимали с супругой, настойчиво постучали. Это были взволнованные соотечественники, которые, держа в руках свежий номер газеты «Правда» с опубликованным Указом о награждении, спешили сообщить об этом уже прославленному капитану.

И берегу нужны профессионалы

Последний раз капитан Федченко поднялся на мостик в 1969 году, а в августе того же года его назначили заместителем начальника Новороссийского морского пароходства по кадрам, в этой ответственной должности он проработал последующие 7 лет и внес достойный вклад в дело подбора, воспитания и расстановки кадров флота и береговых подразделений. И хотя Федченко преуспел на береговой работе, он вспоминает, что море еще очень долго «не отпускало», снилось ему.

В сентябре 1976 года Геннадий Николаевич был избран генеральным секретарем Международной ассоциации судовладельцев. Штаб-квартира этой серьезной международной организации находилась в польском порту Гдыня. Генеральный секретарь избирался сроком на три года, но Геннадий Николаевич задержался на посту на целых 7 лет, и покинуть этот престижный пост ему удалось с большим трудом – всегда вкладывающий в свой труд душу, честный, порядочный и преданный морю человек был очень нужен на этом месте. Но дома, в Новороссийске, подрастало двое сыновей, которые видели отца так редко.

Фото предоставлено Василием ХОНИНЫМ. Сайт: nvrsk-kostomarovo.ru

Безопасность – превыше всего

Опыт и профессионализм Геннадия Николаевича были настолько высоки и востребованы, что Новороссийское морское пароходство без него никак не могло обойтись, и самый ответственный участок – безопасность мореплавания – был вверен в его надежные руки.

В ноябре 1983 года Федченко становится заместителем начальника Новороссийского морского пароходства – начальником службы безопасности мореплавания НМП. 14 лет он безупречно работает на этом, несомненно, сложном и ответственном посту. А в трагическую августовскую ночь 1986 года, после столкновения пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв», Геннадий Николаевич принимает активное участие в спасательной операции, за что был награжден орденом Дружбы народов.

До сих пор он не может без боли вспоминать те тревожные дни, когда шел поиск пропавших людей, когда каждая секунда была на счету.

В наше время думали иначе

С октября 1994 года Геннадия Федченко назначили вице-президентом «Новороссийского морского пароходства». Под его руководством НМП имело значительные успехи в проведении экологических мероприятий по безопасной эксплуатации нефтеналивного флота, охране окружающей среды и акватории Цемесской бухты.

Фото предоставила пресс-служба администрации города.

Свою производственную работу Геннадий Николаевич постоянно сочетал с общественной, избирался депутатом Новороссийского городского и Октябрьского районного Советов, членом Новороссийского горкома КПСС, добросовестно относился к решению социально-бытовых проблем горожан. Уйдя в апреле 2000 года на заслуженный отдых, он по-прежнему демонстрирует активную жизненную позицию, преданность морским идеалам и интересам жителей города Новороссийска. Геннадий Николаевич возглавил филиал Краснодарской краевой общественной организации «Герои Отечества» в городе Новороссийске, куда входили герои Социалистического Труда, герои Труда Кубани, кавалеры ордена Ленина, кавалеры орденов Боевой и Трудовой Славы, лауреаты Государственной премии.

Его заслуги в разные годы отмечены званием «Лучший капитан Министерства морского флота СССР», занесением его имени в отраслевую Книгу трудовой славы, награждением Золотым знаком «Новошип». Город-герой Новороссийск и Краснодарский край высоко оценили деятельность  Геннадия Николаевича Федченко – в 2011 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Новороссийска», а в год 80-летия Краснодарского края – в 2017 году – звание «Трудовое имя Кубани».

В одном из интервью Геннадий Николаевич сказал: «Сейчас люди больше всего заняты заботой о собственном благополучии. В наше время думали иначе. Для меня самым главным была моя работа, а еще – желание оставаться нужным людям».

Геннадий Николаевич – большой души человек и профессионал высочайшего класса, так о юбиляре отзываются его друзья, коллеги, ученики.

Фото предоставлено Василием ХОНИНЫМ. Сайт: nvrsk-kostomarovo.ru

Пройдя многочисленные испытания штормами, он всегда старался в условиях разбушевавшейся стихии предотвратить аварию, сохранить судно, груз и жизни членов экипажа. Нет такой стихии ни в море, ни на берегу, которая бы не покорилась капитану Геннадию Николаевичу Федченко!

Геннадий Николаевич относится к поколению людей, которые смыслом жизни считают служение Родине и людям. Его многолетняя добросовестная работа – наглядный пример патриотизма и преданности своему делу.

«Есть на Земле люди, которые излучают такой свет и добро, что его хватает каждому, кто рядом», – так говорят все, кому довелось общаться с Геннадием Николаевичем.

Имя капитана навсегда вписано в историю Новороссийского морского пароходства как одного из тех, кто заложил основы развития компании, очень много сделал для моряков и морской отрасли в целом. Когда молодежь посещает музей пароходства, первым их встречает Геннадий Николаевич – улыбаясь с портрета полными доброты глазами. Молодые люди с большим интересом слушают о нем рассказ и очень рады, что он – в строю!

27 декабря исполняется 95 лет Герою Социалистического Труда, почетному гражданину города-героя Новороссийска Геннадию Николаевичу Федченко.
Весь свой трудовой путь – более 45 лет — Геннадий Николаевич связал с морем. Служил в дивизионе тральщиков, работал помощником капитана и капитаном на танкерах, а в 1969 году занял руководящую должность в Новороссийском морском пароходстве, где трудился до самой пенсии.
Множественные государственные и ведомственные награды и звания Геннадия Николаевича являются отражением его профессиональных заслуг и значительного вклада, который он внес в развитие отрасли и всего региона.
От души поздравляем именинника с днем рождения! Желаем долгих лет жизни, крепкого здоровья, внимания, тепла и заботы близких.
С уважением, администрация МО город-герой Новороссийск.