В 2024 году начал действовать закон о введении института пробации для осужденных. Документ стал основой для работы с этой категорией граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации. О том, как он применяется в Новороссийске, корреспонденту «НР» рассказал старший инспектор группы пробации филиала города Новороссийска Федеральной службы исполнения наказаний Евгений Кондратенко.

Индивидуальный подход

— Любая наша помощь в этом направлении носит заявительный характер. Мы объясняем человеку суть пробации и, если он соглашается, составляем план работы. У каждого запросы и потребности разные, поэтому к каждому обратившемуся индивидуальный подход.

Евгений Кондратенко отметил, что самый частый запрос – это восстановление документов. Есть случаи, когда назначают наказание в виде исправительных работ, а человек не может трудоустроиться в виду отсутствия, например, паспорта или военного билета. Благодаря созданию института пробации, осужденным помогают восстановить отсутствующие, просроченные или утраченные документы.

— Кто может рассчитывать на пробацию?

— Лица, которые состоят на учете в филиале уголовно-исполнительной инспекции города Новороссийска и те, кто условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы. При постановке на учет каждому рассказываем о пробации.

По какой причине чаще отказываются от помощи?

— Практически не отказываются. Это бесплатная помощь, которую быстро оказывают профессионалы. Человек в максимально короткие сроки решает свои проблемы. За отчетный период мы помогли 24 людям, много это или мало – время покажет. Со многими работа еще ведется.

Кто поддерживает вас в этой работе?

— Сегодня государство делает ставку на общественные организации, на базе которых будут создаваться центры пробации. Финансирование будет поступать в виде грантов, взаимодействие со смежными структурами будет тесным. Сегодня в пробации службе исполнения наказаний помогают общественники: благотворительная организация «Дом добра», адаптационно–восстановительный центр «Предел», центр социальной поддержки «Перспектива», предоставляющие бесплатное жилье, питание, работу. Еще с нами работает психолог общественной организации «Здоровое поколение». И, конечно, мы активно взаимодействуем со всеми смежными госструктурами.

Рамки ответственности

— Евгений Владимирович, что самое трудное в пробации?

— Перестроить мысли. Тут нужна работа с психологом. С нашими подопечными работает опытный специалист, результаты хорошие. Путь адаптации и социализации осужденных – это единственный правильный путь к социальной стабилизации общества.

— Можете описать, например, как проходит трудоустройство вашего подопечного?

— Если поступает запрос на трудоустройство, то при содействии центра занятости нашему подопечному помогут повысить имеющуюся квалификацию, что увеличит его шансы найти более оплачиваемую работу. Кроме того, в период обучения выплачивается пособие по безработице. Человек сможет не только устроиться по специальности, но и повышать свой профессиональный уровень.

Безусловно, у такого человека гораздо меньше желания совершить повторное преступление, нежели у безработного, вынужденного перебиваться разовыми заработками и мелким хищением. Своевременная психологическая помощь предотвратит необдуманные поступки.

Но у пробации есть и другая «сторона медали». Принимая в отношении осужденного положительное решение об оказании ему помощи, сотрудник пробации ставит обратившегося в некие рамки ответственности. В разработанной по запросу нуждающегося индивидуальной программе, устанавливаются определенные сроки. Также даты явок и необходимость выполнения тех или иных действий для достижения результата могут диктовать осужденному организации, которыми оказывается помощь.

Если обратившийся гражданин отказывается выполнять те или иные мероприятия, нарушает сроки и последовательность действий, пробация в отношение него будет прекращена. Повторно пробация к таким лицам не применяется.

Плохих людей нет

В этом уверена руководитель «Дома добра» Анна Мухтарова. Через ее сердце, руки и терпение более 600 человек, которые столкнулись с трудными жизненными ситуациями, в том числе и после освобождения из мест лишения свободы, вернулись в социум.

— В нашем доме бывших заключенных все устраивает, кроме правил: не курить, не пить, не ругаться. Здесь их накормят, оденут, помоют, выслушают, подскажут, помогут, найдут подход. Но эти три правила для многих неисполнимы, особенно курение. Бывает, что наши подопечные, восстановившись, уходят в рабочие дома, где ничего не запрещается – лишь бы работал. Там люди постепенно деградируют от тяжелой работы и дешевого некачественного алкоголя. Каждый выбирает свой жизненный путь сам.

Анна Мухтарова в рамках пробации планирует получить пропуск в тюрьму. Помимо какой-то посильной помощи, она хочет оставлять заключенным визитки «Дома добра».

— По своему жизненному опыту я знаю, что плохих людей нет. Освободившимся людям важно понимать, что им есть куда прийти, когда их нигде не ждут.

Главное – желание и действие

Филиалы Центра социальной поддержки «Перспектива» работают по всему южному региону. Отделением в Новороссийске руководит Илья Тимофеев.

— К нам за помощью может обратиться любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. Зависимые, обманутые, бывшие заключенные, беженцы. Человек, который отсидел более 5 лет в тюрьме и лишен поддержки родных и близких, испытывает большие трудности с адаптацией.  Главная и основная проблема наших подопечных, в том числе и бывших заключенных, — это алкоголизм. У нас есть примеры, когда люди с плохой репутацией полностью социализировались, завели семью, работают и радуются жизни.

Илья Тимофеев рассказал о бывшем заключенном, который год прожил в центре. Ему помогли восстановить документы, найти работу. Человек бросил пить, теперь хорошо выглядит. Нашел съемное жилье и планирует начать самостоятельную полноценную жизнь.

— Нужно общаться с каждым, чтобы понять его потребности и цели. Мы готовы помогать. Но результат будет только тогда, когда человек сам решит раз и навсегда изменить свою жизнь. И когда он действует.