«Я внимательно и с интересом прочитала статью о новой книге краеведа и экскурсовода Игоря Гусенина о знаменитом Доме с орлом. И хочу поделиться своими воспоминаниями, поскольку живу давно и не раз проходила мимо него. Мои тетя и дядя жили в частном секторе на улице Марата, а наша семья – на улице Сипягина. И я, будучи школьницей, ходила к ним в гости напрямую, проходя мимо Дома с орлом и заворачивая вверх к улице Марата.
Это были 50-е годы. Здание стояло в руинах, еще сохранились частично стены первого этажа. К тому, что осталось от фасадной стены, был прислонен большой круг, на котором изображен двуглавый орел. Я, кстати, не первая, кто утверждает, что орел был именно двуглавым. Не исключаю, что когда-то этот круг держали атланты на своих плечах. Сам дом был выкрашен серой краской с голубоватым оттенком и выглядел очень презентабельно.
Теперь что касается сноса здания. В статье говорится, что оно было снесено в 1956 году. Однако это не означает, что взяли вдруг и снесли целое здание, не тронутое войной. Многие мои современники, в том числе и я, знают, что оно было разрушено бомбами. А снесли уже то, что от него осталось после обстрелов и бомбежек. Здание первоначально было само по себе очень внушительным по размерам, и его руины занимали много места в центре города.
Я подумала: возможно, найдутся старожилы, которые что-то помнят и про этот дом, и про другие исторические здания нашего города и напишут об этом в газету. Все эти воспоминания необходимо сохранить для молодого поколения новороссийцев. А Игорю Гусенину я желаю творческих успехов и интересных расследований, связанных с историей нашего города.
С уважением, Н.И. СЫРОВАТСКАЯ».
Коренной житель Новороссийска и постоянный читатель «Новороссийского рабочего» Владимир Трачук, после публикации материала рассказал о своих детских впечатлениях от дома-легенды.
«Я родился и вырос в Новороссийске, хорошо помню послевоенное время и, в частности, Дом с орлом. Тогда было очень трудно, почти нечем отапливать жилье, поэтому все, что было деревянного в разрушенных после боевых действий домах, растаскивалось горожанами. В этом доме стены были разбиты, все деревянные перекрытия, дранка, к 50-м годам уже отсутствовали.
Дом был построен из тесаного мергеля на известковом растворе, а мергель на солнце разрушается. Более того, развалины этого дома были облюбованы маргиналами того времени, там собирались алкоголики, которые не прибавили, а только убавили жизни старым стенам. Даже мне в начале 50- х годов 20 века было очевидно, что Дом с орлом восстановлению не подлежит.
На его месте построили первый кооперативный дом в Новороссийске, он стоит до сих пор.
А архитектор Валентин Данини, который тоже был упомянут в статье, с 1956 года работал в нашем коммунально-строительном техникуме преподавателем. Его выпускники-архитекторы успешно работали в Ленинграде и Москве. Я сохранил свою зачетную книжку, где по архитектуре его рукой написано «Хорошо».
Владимир Трачук.»