Да, те самые бутылки, которых наверняка полно в каждом доме, — от газировки и минералки, молока и кефира. У владельца ООО «Чистый Юг» Сергея Шемарева есть мечта — не только заработать на переработке отходов, но и сделать свой город чистым. Но для этого – вы не поверите – ему не хватает… сырья.
На «буграх» и в некоторых других уголках города очень сложно найти хотя бы один желтый контейнер для пластиковых отходов. К примеру, в моем доме за несколько месяцев скопилась гора бутылок, которые очень не хотелось выбрасывать в общую мусорку. И когда в одном из городских чатов появились контакты человека, который занимается переработкой, я связалась с ним, чтобы узнать, куда вести мои запасы.
Первое, что спросил Сергей, — сколько у меня тонн сырья. Да… Для работы его небольшого цеха, который открылся год назад, нужны тонны отработанного пластика. Но оказалось, что он не пренебрегает даже несколькими десятками бутылок. Чтобы привезти их ему, пришлось смять эти бутылки так, чтобы они занимали как можно меньше места. Причем выбирать надо было только те, на которых есть соответствующее обозначение — в маленьком треугольнике цифра 1. Впрочем, абсолютное большинство продуктовых бутылок изготавливаются именно из такого материала.
Для своего небольшого производства предприниматель арендует ангар на окраине. В производственном помещении лежат брикеты смятых, бывших в употреблении бутылок. Это основное сырье — с полигона «Терра-Н». Там закупается отсортированный пэт-пластик.
В цехе запущена длинная транспортерная лента, которая проходит через различные устройства – у каждого своя функция. Рабочий выкладывает на ленту вторсырье, в нем нет-нет, попадаются инородные включения. На первом этапе происходит дробление. Потом идет разделение пластика: ПНД (пластик низкого давления), ПВД (пластик высокого давления), ПП (полипропилен) и другие виды. Все это линия делает автоматически. «Лишние» отходы, побочный продукт, Сергей Шемарев передает партнерам, которые тоже занимаются переработкой. Кто-то из них работает в Новороссийске, а кто-то вообще в других регионах.
На выходе с линии – маленькие кусочки пластика ПЭТ. Мешки с готовой пэт-крошкой стоят отдельно. Их готовят к транспортировке. Бывшие бутылки в таком виде отправятся на другие предприятия, где из них сделают геотекстиль и синтепон. Это нетканое полотно используется при строительстве дорог и в сельском хозяйстве, служит для теплоизоляции. Синтепон «работает» подкладкой для курток и пальто. Потребность в таком сырье у российских предприятий очень велика.
Самая большая проблема для небольшого цеха – нехватка сырья. Того, что предлагают на местном мусорном полигоне, не хватает для «Чистого Юга». Сергею приходится делать закупки отработанного пэт-пластика за несколько сотен километров, в других регионах.
Обычные жители Новороссийска тоже готовы дома, в квартире собирать пластик, лишь бы не загрязнять окружающую среду. Но куда его нести? В Новороссийске, насколько нам известно, нет пунктов сбора. Желтые контейнеры стоят переполненные. Сергей как пример приводит Анапу, где собирают в 4 раза больше пэт-отходов, чем в Новороссийске.
—Там стоит гораздо больше контейнеров для пластика. Они не закрытые, как многие из новороссийских контейнеров, а сетчатые. Видно, что туда сложено. Бутылки, флаконы, полиэтилен. Все это легко сортируют опытные рабочие. Когда видно содержимое, то туда не станут бросать памперсы, — считает Сергей. — Ну, и потом, нужно регулярно объяснять людям, что же такое пластик. А то ведь у нас некоторые думают, что старый телевизор – это тоже пластик. Если бы в Новороссийске точно так же наладить сбор, как и в Анапе, то у нас город бы очистился.
Тот, кто хочет привезти отработанный пластик на предприятие, где начинается его переработка, может договориться об этом по телефону 8-922-703-32-33.
Информационный обзор редакции.