Отец большого семейства
Семеро священников Русской православной церкви погибли с начала СВО, восемь ранены.
Люди, несущие духовность на поле брани, живут в равных с солдатами условиях, в блиндажах, испытывают те же лишения, выезжают на передовую. Разве что не идут в атаку. Но мины рвутся и над их головами.
Отец Валерий сразу меня предупреждает, что контужен и последствия до сих пор дают о себе знать. Ему иногда нужно подбирать слова, чтобы верно выразить мысль.
Мы сидим на кухне его жилища, батюшка прибыл в отпуск. Буквально на несколько дней. Мы не стали выдергивать его в город, дали возможность побыть дома, в кругу семьи, в станице Неберджаевской.
У отца Валерия и у матушки Галины десять детей. Двое сыновей, Христофор и Филипп, на СВО, один сын, Виталий, уже вернулся домой. На должности помощника командира 7-й гвардейской десантно-штурмовой Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии по работе с верующими военнослужащими Валерий Черненко с 2013 года. Он говорит, что не называет это работой, это образ жизни. Батюшка там, где солдаты его дивизии: он был в Сирии, с 2022 года – на Херсонском направлении, сейчас на Запорожском фронте.
– Священник – это отец большого семейства, я чувствую себя ответственным за всех. У нас нет понятия – хочется или не хочется. У солдата есть слово надо, – говорит отец Валерий.
Операция «Кис-кис»
В доме священника мы почувствовали себя очень уютно. Удивило большое количество холеных котов. Батюшка к ним относится душевно, обмолвился, что его коты участвовали в операции «Кис-кис». Я сразу ухватилась за возможность услышать историю из уст такого человека. Батюшка согласился рассказать.
– В прошлом году там было неимоверное количество мышей. От них не было никакого спасу. Сын Христофор рассказывал, что с вечера ложишься спать, снимаешь носки, а утром их не находишь, потому что мыши их «сточили». На руки приходилось надевать перчатки – мыши объедали заусеницы. А однажды сын проснулся от того, что грызун у его губ лакал слюну.
Нужно было что-то делать, пока мыши не заполонили все и не сожрали все! Было принято решение доставить десантникам на передовую котов. Священник бросил клич в свою группу в соцсети. Новороссийцы наловили около 150 бродячих котов, некоторые жили на мусорках, а у кого-то оказались лишними. Их здесь посадили в перевозки и доставили на передовую, распределили по окопам.
Батюшка считает, что коты выправили ситуацию – исполнили свою главную обязанность. Да и солдатам радость: животинку возьмешь в руки, и на душе уже легче. Более того, кошечки стали активно размножаться. В этом году такой страшной ситуации с грызунами в окопах уже нет. А коты живут с солдатами и благоденствуют. Кормят их там хорошо.
Отец Валерий говорит, что среди «призванных» на службу котов оказались и такие, кто отказался ехать выполнять боевую задачу. Попросту сбежали в лес, пока батюшка собирался в дорогу в Неберджаевской. Потом эти усатые «пятисотые» стали выходить из лесу к дому, а матушка Галина их подкармливала. Вот эти коты-«уклонисты» теперь и живут при доме священника.
Без чуда нет солдата
Душевная история подготовила нас к разговору о силы веры, о жизни и смерти, о месте подвигу.
– Ребята меня встречают на фронте очень тепло, как ближайшего родственника. Да там ближе священника им никого и нет, – рассказывает отец Валерий.
Он говорит, что на фронте все же больше людей верующих, чем неверующих. Но есть и неопределившиеся. Именно их нужно приводить к вере, объяснять, что человек верующий после смерти окажется в раю. Хотя, обмолвился священник, бойцы из штурмового подразделения при жизни проходят ад.
– Однажды, в одном из переходов, в лесочке я встретил солдата, который шел, разговаривая по телефону. Я обратился к бойцу с вопросом: верующий ли? – вспоминает отец Валерий. – Солдат грубо ответил, что родители его еще младенцем окрестили без его согласия. «Так ты не просил родителей тебя на свет являть», ответил тогда батюшка.
Усовестился солдат, понял, что нагрубил, подошел к священно-служителю и приложился к иконе. Окропил его батюшка святой водой, благословил.
Отец Валерий рассказывает, что на передовой очень много чудес бывает, без них невозможна жизнь солдата, который рискует жизнью каждый день.
И прилетел орел с небес, и сбил дрон
– Такое чудо произошло, – о нем рассказал настоятель храма Святой Преподобномученицы Елисаветы Романовой при горбольнице Роман Хотков.
Его брат выполняет долг на Запорожском направлении в отряде штурмовиков. Так вот, рассказывает брат отцу Роману такую историю: идет после тяжелого задания по полю в жаркий день. Идет в полном обмундировании, еле ноги несет. Мечтает скорее добраться до тенистого лесочка. Вдруг слышит над собой характерное жужжание, которое не спутаешь ни с чем. Дрон! Понимает, что идет охота на него. Собирается брат с силами, чтобы добежать до ближайшей лесополосы. Бежит, все молитвы вспоминает в этот краткий миг жизни. И вдруг он слышит как будто дуновение ветра,. Оборачивается и видит, что с неба летит камень. Летит прямо на дрон! Через секунду стало понятно, что не камень это, а орел. Хватает хищник дрон когтями, несет его и бросает оземь. Никто не пострадал, а орел взмахнул крыльями – и на небеса. Брат в шоке стоит, понимает, что его Бог спас!
– Для кого-то чудеса, а для меня ясно, что под защитой Духа Святого верующий человек находится. И подобных примеров великое множество, – уверяет батюшка.
Бог меня спас
По словам моего собеседника, был в дивизии солдат с позывным «Алтай», звать Алешей. Выполнял он задачу со своим подразделением, заняли они опорник. Вдруг на них вышли СВУ, стали бомбить. Спрятались наши ребята в блиндаже. Но подошел вражеский бронетранспортер и стал стрелять прямо по укрытию. Был такой мощный поток огня, что крыша опустилась на ребят. Погибли все, кроме Алеши, он остался живым. Дождался темноты, под покровом ночи добрался до подразделения. Быстро разнеслась молва об этом инциденте.
– Очень мне захотелось увидеть своими глазами «Алтая», – рассказывает священник. – Прибыл я в подразделение, исповедал солдат, причастил. Спрашиваю: «А кто из вас Алеша?» Выходит. Задаю вопрос: «Осознаешь ли ты, что это было чудо?» «Бессомненно, батюшка, Бог меня спас», – ответил Алеша и добавил, что все молитвы читал, когда обстрел был.
– Я спрашиваю у него, – продолжает батюшка: «А что ты, Алеша, можешь Богу взамен жизни подаренной пожертвовать? Можешь, к примеру, бросить курить или материться?»
Опустил Алеша голову и признался: «Нет, батюшка, пока не готов».
Отец Валерий говорит, что Бог раз спас, второй раз из передряги живым вытащил. Но, в конце концов, Бог спросит строго: а что ты для меня делаешь?
Место под родовое захоронение подготовил
Осторожно интересуюсь у батюшки, боится ли он за своих сыновей, двое ведь до сих пор на СВО.
– А что может чувствовать человек, который убежден в царствии небесном, где вечный свет и любовь, где нет страданий? – отвечает вопросом на вопрос отец Валерий. – По-человечески, по-отечески мне, конечно, грустно от таких мыслей. А по духовному – отрадно.
Батюшка признался, что он уже и место на кладбище для родового склепа подготовил, плиту бетонную отлил. Чтобы отцу и сыновьям лежать в одном месте, коли погибнуть суждено.
Тут в разговор матушка Галина вступает, рассказывает, что ежесекундно молится за обоих сыновей. А Христофор-то еще и в штурмовиках, десять раз на штурм ходил. С Христофором связь у них необыкновенная. Перед каждым штурмом сын звонит, говорит, что смертная тоска на него напала. Батюшка тут же в чат выкладывает наказ: в такой-то час штурма молиться. Через время сын выходит на связь. Живой! Вот какие чудеса коллективная молитва делает!
Долго мы с отцом Валерием беседовали. Он убеждал, что вера православная – это национальное достояние. Мы должны хранить ее изо всех сил. Вспоминал, как он вдохновляет солдат, рассказывая о подвигах великих полководцев и святых Дмитрия Донского, Александра Невского, Андрея Осляби, Александра Суворова. И он видит, какие достойные офицеры выковываются в боях – отважные, умные, заботящиеся о солдате, готовые в любую секунду принять на себя командование.
Деньги и мощи святых
Когда прощались, батюшка показал, что он строит в Неберджаевской на заработную плату свою и сыновей – реабилитационный центр для военных. Говорит, что ими должны заниматься те, кто сам прошел перекрестный огонь. И нуждаются военные в помощи и духовной, и психологической.
Провожать нас вышел батюшка с иконой с частицами мощей Александра Невского. Завтра он везет ее десантникам на передовую. К иконе прикреплена «капля» этих мощей. А какую силу дает эта «капля»! Силу биться за землю русскую и, если понадобиться, голову сложить за правое наше дело.