Все мы немного расслабились, не чувствуя угрозы от такой напасти родом из 90-х, как СПИД. И это понятно: болезнь уже хорошо изучена, появились современные лекарства, позволяющие человеку чувствовать себя хорошо, имея особый статус. Однако сегодня есть повод задуматься. Миграционная обстановка на юге нашей страны такова, что ежегодно в Новороссийск прибывает несколько сотен человек со статусом ВИЧ-инфицированных. Этот год не стал исключением. С начала 2024 года в Новороссийск переехали и поставлены на учет в Центре профилактики СПИД №4 401 ВИЧ-инфицированный человек.
— Увы, это тенденция последних лет: число поставленных на учет растет. Сейчас у нас на диспансерном учете со статусом «ВИЧ-инфицированный» 3 204 человека. Для сравнения, на конец 2021 года таких было 2 708 человек, — рассказывает Эллада Юрьевна.
Все новенькие приехали к нам из других регионов с уже поставленным диагнозом. А статистика по числу коренных новороссийцев, которые заразились ВИЧ, наоборот, снижается, в этом году их меньше на 18-20 процентов, относительно года прошлого.
— Сегодня доминирует половой путь заражения — 80 процентов, — продолжает врач. – Двадцать процентов – те, кто заразился, употребляя наркотики. Сегодня ВИЧ перекочевал в более благоприятные в социальном плане слои населения. В два раза выросло число заразившихся ВИЧ в возрасте 30-34 лет. На одном уровне остается число заболевших в возрасте 20-24 года. Совсем нет заразившихся ВИЧ в подростковом возрасте. Но есть тенденция роста людей, заразившихся ВИЧ, в возрасте 60+.
В Центре профилактики СПИДа стоят на учёте, в том числе, тридцать детей. Это очень страшная тема, но все равно задаю вопросы врачу: как заражаются дети?
— В основном это дети, заразившиеся ВИЧ-инфекцией от своих матерей. Эти женщины не стояли у нас на учете, не получали профилактическое лечение. Они поздно встали на учет в женской консультации по беременности, поздно узнали о своем статусе. Все дети, рожденные матерями с таким статусом, получают профилактическое лечение, как правило, до полутора лет. Затем мы снимаем с учета тех деток, кто не заболел. Если же их статус подтверждается, то они получают пожизненное лечение, — рассказывает врач-эпидемиолог.
И еще один момент, из 3 204 ВИЧ-инфицированных 2 971 получают лечение. Как видите, есть люди, которые не верят в свой статус и не желают лечиться. С такими нигилистами работает психолог, доктора, объясняя, что они сами себя приближают к терминальной стадии болезни.
Меня потрясла история одной женщины, которая встречалась с мужчиной с ВИЧ-положительным статусом, не ведая того. И женщина заразилась! Интересуюсь у доктора, есть ли в Новороссийске такие случаи?
— Известны нам и такие истории. Каждый человек, узнавший о своем статусе, подписывает документ, где ему разъясняется, как он должен себя вести со своими партнерами, какие меры защиты себя и других применять. Мы предупреждаем, что за ВИЧ-терроризм предусмотрела уголовная ответственность. Но все же находятся такие, кому все равно. Кстати, у людей, получающих терапию, вероятность заражения ниже. Но все же риск существует! И они об этом знают.
И на прощание доктор напомнила, что ничего нового за три последних десятилетия не придумано: способ защиты от ВИЧ и СПИДа остается тот же – защищенный половой акт. Если же вы готовитесь к серьезным отношениям, то нужно обоим партнерам сдать тест на ВИЧ, прежде чем перестать себя защищать. Ну и супружескую верность никто не отменял.