Сейчас они хранятся в фондах музея. Для современных историков и исследователей Лангуси – большой авторитет.
О человеке, который сам стал историей, рассказала в 11-м номере альманаха «Истоки» его дочь Ирина Павлюк. Небольшой частный дом на перекрестке улиц Челюскинцев и Цедрика, где он долгое время прожил с семьей, сохранился до сих пор.
Николай Агапьевич родился в Новороссийске в 1908 году. Отец его Агапий Николаевич был грек, мать Мария Феодоровна – русская. Своей дочери Ирине Николай Лангуси мало, что рассказывал о детстве и юности, прошедшей в послереволюционной неразберихе. Знает Ирина о детской дружбе с братьями Коккинаки, один из них, Владимир, стал известным летчиком испытателем. А молодой Лангуси выучился на инженера-строителя.
В 1937 году в Баку, где Николай Агапьевич работал по специальности, его арестовали, обвинив в шпионаже, диверсионной деятельности, участии контрреволюционной организации. Конечно же, он не был ни в чем виноват, как и многие из тех, кто попадал в лагеря. Ему дали срок – 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывал его на строительстве комбината «Воркутауголь». И там умело руководил людьми. В 1955 году был реабилитирован. В родной Новороссийск вернулся в 1957 году вместе с женой Галиной Ивановной.
Они купили 6 соток земли и две комнаты маленького домика. Николай Агапьевич достроил его вырастил сад… Работал он в проектных институтах НИПИОТстром и «Краснодаргражданпроект».
Все свободное время отдавал изучению истории Новороссийска. Собрал подшивки газет «Кубанские ведомости», «Красное Черноморье», «Бюллетень Новороссийской хлебной торговли». Среди его материалов были документы, принадлежавшие участнику Крымской войны К.М. Домбровскому, старожилу И. К. Янушкевичу, местным культурным деятелям Л. В. Киче и О. С. Чишко. Всего в его коллекции было около 1500 единиц хранения. В их числе уникальные фотографии и видовые открытки города.
После выхода на пенсию Николай Агапьевич стал практически каждый день ходить в архив. Как на работу. Он готовил по своим материалам статьи в «Новороссийский рабочий». К сожалению, тогда нельзя было говорить о положительной роли в развитии Новороссийска царских чиновников или купцов, богатых коммерсантов. Тем не менее, публикаций Лангуси ждали читатели. Они выходили ежемесячно.
Николай Агапьевич был членом Всесоюзного общества «Знание», с лекциями об истории Новороссийска выступал на предприятиях и в учебных учреждениях. Лекции читал «без бумажки». У него была феноменальная память. Он знал старые названия каждой улицы в Новороссийске. Даже на улице мог дать кому-то из своих знакомых исчерпывающую информацию о том или ином месте города. Лангуси был из тех, кого называют «ходячей энциклопедией».
Дом Николая Агапьевича был заполнен книгами. В быту он был абсолютно не требователен, его не волновали дорогие вещи, одежда, деликатесы. Супруга с большим трудом заставила его сменить старое пальто на новое. Лангуси всегда был спокоен и выдержан. С ним невозможно было поссориться.
Он умер в 1981 году, когда ему было всего 72 года.
Извечный спор о том, насколько вреден такой вид фастфуда, как шаурма. Но ведь это вкусно:…
В незапамятные времена несоленая пища была уделом бедняков. Сегодня у нас нет необходимости есть пресную…
По проекту архитектора Лукашевича в 1900 году в Новороссийске возвели здание мужской гимназии, где ныне…
Чего только не производил Новороссийск образца Советского Союза! В том числе – и мебель. Детские…
Загадочные сооружения Кавказа – дольмены. Они издавна притягивают к себе мистиков, исследователей и туристов. Всегда…
Вода – базовая потребность человека. Люди всегда селились там, где живительная влага была в достатке.…