Кибербуллинг — это проявление насилия в цифровом пространстве: в социальных сетях, мессенджерах, электронной почте, онлайн-играх и на интернет-платформах. В онлайн-пространстве преследователи чувствуют себя безнаказанными из-за отсутствия непосредственного контакта.
Агрессоры могут отправлять жертвам угрожающие сообщения, публиковать оскорбительные комментарии, распространять слухи, вымогать деньги за компрометирующие материалы или принуждать к нежелательным действиям. Иногда злоумышленники создают фальшивые аккаунты жертвы и от её имени рассылают непристойные сообщения. Возможны и такие проявления, как интернет-преследование или запугивание. Травля может переходить в офлайн и делать жизнь жертвы невыносимой.
Кибербуллинг может иметь серьёзные последствия для психологического здоровья жертв, влиять на их повседневную жизнь и отношения с окружающими. Травля в цифровом пространстве особенно опасна для детей и подростков, чья личность и самооценка только формируются. У них еще не выработаны навыки реагирования на агрессию в интернете. Современные дети постоянно находятся в сети, что делает их более уязвимыми. Кибербуллинг может вызывать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств.
Важно не только понимать, как кибербуллинг влияет на детей, но и активно защищать их в онлайн-пространстве. Эффективные меры кибербезопасности могут снизить риски кибербуллинга. Но если проблема уже появилась, важно быстро вмешаться, чтобы остановить травлю и минимизировать вред. Это требует от родителей и учителей скоординированных действий. Пример эффективного разрешения ситуации демонстрирует история шестиклассника Севы (имя изменено), который столкнулся с травлей в школе и кибербуллингом.
Мой ребёнок — жертва кибербуллинга
Сева учится в обычной школе и хорошо общается с одноклассниками. Но с одним мальчиком отношения у него не заладились. Егор иногда задирал Севу. На родительском собрании мама поговорила с учителем, и конфликт вроде бы удалось погасить.
В один из вечеров Сева был молчалив, а за ужином заявил, что в школу больше не пойдёт и точка. Мама немного напряглась, но решила не давить. Поговорив с сыном, она выяснила причину. На прошлой неделе Сева на уроке истории отвечал у доски. Но был плохо подготовлен, путался в фактах, что-то выдумывал. В результате учительница поставила ребёнку двойку. Он расстроился и весь учебный день был грустным. На перемене Егор сфотографировал Севу без его согласия и сделал из фото мем. В выходные мем попал в чат класса. От одноклассников посыпались неуместные шутки. А в понедельник фото пошло в массы. В коридоре Севу стали узнавать ученики других классов и смеяться над ним.
Дети не задумываются об ответственности за травлю в сети. Обычно им просто хочется «поприкалываться». Волна насмешек быстро распространяется, и если дети её подхватывают, то становятся участниками кибербуллинга. Обязательно предупреждайте своего ребёнка о возможных последствиях такого поведения в отношении кого-либо.
Если вернуться к описанной истории, то в действиях Егора можно найти признаки нарушений, предусматривающих ответственность его родителей в виде штрафа до 500 тыс. рублей и даже административного ареста на срок до 15 суток.
Ст. 5.61 КоАП РФ — Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица.
Ст. 5.62 КоАП РФ — Дискриминация.
Ст. 20.1 КоАП РФ — Мелкое хулиганство.
Ст. 5.35 КоАП РФ — Ненадлежащее воспитание несовершеннолетних детей.
Ст. 137 УК РФ — Нарушение неприкосновенности частной жизни.
Мама Севы направила директору школу запрос с требованием предоставить официальный ответ о принятых мерах. Указала вышеупомянутые статьи, а также приложила скриншоты чатов и сам мем. Вмешательство мамы, классного руководителя и представителей администрации школы помогло погасить волну хейта, и насмешки над Севой прекратились.
Статьи по теме:
Как защищать цифровую личность
Что делать, если ребёнок подвергся кибербуллингу?
- Первым делом поддержите ребёнка и убедите в том, что он не виноват в происходящем, и вы на его стороне.
- Если ребёнку сложно справиться с эмоциональными последствиями кибербуллинга, обратитесь за консультацией к психологу.
- Поговорите с родителями обидчика. Этого может хватить, чтобы прекратить неадекватное поведение.
- Соберите доказательства травли в цифровом пространстве. Сохраните все сообщения, комментарии, изображения или другие материалы, которые подтверждают факт кибербуллинга.
- Ограничьте взаимодействие с агрессором, заблокируйте его в социальных сетях и мессенджерах. Если ребёнок вынужден встречаться с обидчиком в школе — дайте ему возможность некоторое время не посещать её.
- Сообщите администрации социальной сети или онлайн-платформы о кибербуллинге. Большинство таких площадок имеют механизмы реагирования на агрессивное поведение или нарушение правил.
- Если кибербуллинг происходит в школе, кружке или секции, сообщите об этом преподавателю. Он может и должен влиять на процессы в коллективе школьников. При необходимости можно привлечь завуча и школьного психолога.
- Если ситуация вышла из-под контроля, нужно написать заявление на имя директора. Также можно отправить копии документов в департамент образования, полицию и даже органы опеки, если вы считаете, что это необходимо.
Словарь по теме:
Как оградить ребёнка от кибербуллинга?
Чтобы ребёнок не оказался жертвой кибербуллинга, рекомендуется предпринять следующие шаги:
- Узнайте больше о кибербуллинге и его последствиях, чтобы быстро распознать и эффективно остановить травлю.
- Научите ребёнка основам безопасного поведения в сети: защищать личную информацию, проявлять осторожность при общении с незнакомцами, не реагировать на агрессивное поведение, не переходить по подозрительным ссылкам, использовать надёжные пароли и др.
- Используйте приложения и сервисы родительского контроля. Такие программы позволят ограничить ребёнка от нежелательного контента и контролировать проведённое в сети время.
- Помогите ребёнку настроить приватность его аккаунтов в социальных сетях, чтобы защитить личные данные. Объясните ему, какой информацией в сети лучше не делиться.
- Научите ребёнка не отвечать на провокации и сообщать о случаях кибербуллинга взрослым или администрации онлайн-платформы.
- Важно создать атмосферу доверия, в которой ребёнок может свободно говорить о своих переживаниях. Регулярно интересуйтесь, как проходит его общение в сети.
- Работайте над укреплением самооценки ребёнка, чтобы помочь ему чувствовать себя увереннее и меньше зависеть от мнения других.
- Учите ребёнка уважительно общаться не только в реальной жизни, но и в цифровом пространстве. Объясните, насколько важна эмпатия.
В условиях цифровой свободы нарушить личные границы гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребёнка.