А неделю назад Новороссийск посетил заместитель начальника отдела обращения с ТКО Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Евгений Низовой, который осматривал новый предполагаемый участок площадью 70 га под будущий технопарк в хуторе Горном.
Эти два события вновь привлекли внимание общественности к мусорной теме.
«Новороссийский рабочий» взял интервью у Евгения Витишко, руководителя постоянной рабочей группы по экологии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе края, который в последние годы изучает мусорную тематику и знает наперечет все мусорные свалки нашего региона.
– Евгений Геннадьевич, новороссийцы волнуются, что под маской рекультивации и присоединения новых гектаров к свалке на Щелбе скрывается банальное увеличение полигона. Можете пояснить, для чего нужны эти новые гектары под рекультивацию?
– Эта пирамида Хеопса, которую в итоге получили на Щелбе, не соответствует никаким стандартам, и фактически эксплуатировать ее дальше невозможно. Да это и опасно для самих эксплуатантов, так как она может в любой момент обвалиться. Процессы горения ее уже запущены, и их просто технологически невозможно остановить. Они будут там идти постоянно. Тушить ее проблематично, и в большинстве случаев это невозможно сделать качественно, так как, чтобы предотвратить горение, необходимо изолировать горящее от доступа кислорода, но при теперешних уклонах полигона нарезать дороги и выехать на склон пирамиды просто невозможно (сползут).
Вероятно, новые гектары требуются, чтобы перераспределить этот конус, сделать качественную пересыпку грунтом, как это должно быть – 30 сантиметров мусора и 30 сантиметров земли. Но в большей части все-таки будущий эксплуатант полигона хотел бы придать объекту рентабельность на протяжении нескольких лет до окончания строительства КПО «Анапа». Хотя, вы знаете, есть проект второй очереди полигона на Щелбе, но ее надолго не хватит. С учетом необходимого перераспределения масс первой очереди, то на 1-2 года.
– Люди опасаются, что под расширение полигона может пойти чистый и прекрасный лес. К тому же там большой перепад высот и устья двух рек – Озерейки и Цемеса. Как вообще это возможно?
– Все верно, вырубить гектары федеральных лесов – это преступление. В Борисовке жители просили построить школу на лесных землях, и требовалось для этого всего 1,5 га, а тут под рекультивацию требуют в два раза больше существующей свалки.
Поэтому Евгений Низовой и целая комиссия и приезжали осмотреть новый участок в Горном. Я знаю этот участок и делал когда-то на нем изыскания под новый цементный завод, думаю, что он бы многих устроил. Это уже земли промышленности, находящиеся далеко от населенных пунктов, территория там выположенная.
– То есть мы готовы изгадить еще один участок чистого леса, обложив себя свалками? Зачем нам плодить еще одну горячую точку? Не лучше сделать большой межмуниципальный технопарк? Вот и место называлось в станице Варениковской…
– Действительно, было такое предложение от дочерней компании «РТ-Инвест» в 2019 году строить комплекс по переработке отходов и мусоросжигающий завод. Но рядом все равно придется оборудовать полигон. Свалку. Стопроцентной переработки в России нет вообще. Все равно что-то нужно накопить и захоронить. Но и в Варениковской не все так просто. Место, выбранное под КПО, и полигон находятся в зоне влияния действующего Усть-Чекупского грязевого вулкана и расположенного на том же месте нефтяного месторождения. И место это в одном километре от ИЖС. Там строить полигон опасно.
Проведенные инженерные изыскания на территории просто не пригодны для размышлений как профессионалов, так и обывателей (общественников). Он попадает в оползневую и водоохранную зону реки Чекупс. К тому же в Варениковской собралась большая группа активистов, которые выступают против строительства и КПО, и полигона на этом участке.
– Какой же выход? Что делать с новороссийской свалкой?
– Мое мнение, к нему склоняются и другие экологи, – закрыть свалку на Щелбе и включать ее в государственные программы по рекультивации. Куда везти мусор? Остается временная площадка – полигон в Темрюке. Везти не так далеко. Три месяца была закрыта свалка в Белореченске, и мусор из Сочи возили в Армавир. А это почти 500 км. И ничего.
– Многие новороссийцы не могут понять, куда делись планы по реконструкции нашего полигона. Жаркие общественные слушания проходили в 2022 году. Им, что ль, не суждено сбыться?
– Вероятно, посчитали, что продлять жизнь полигона на 1-2 года невыгодно. Я вообще предполагаю, что с нового года на Щелбе появится новый собственник, который сделает попытку навести порядок на полигоне. Но получится ли у него это сделать – не знаю.
Мое мнение, что бизнес должен быть социально ответственным во всех частях своей деятельности, и история с полигоном Щелба станет новой историей отношения и государства, и эксплуатантов полигонов (а чаще всего пока просто ям и свалок) к этим объектам вообще. Под рекультивацию государством выделяются большие деньги. Их можно пустить на хорошее дело – привести полигон в порядок. К примеру, сейчас идет рекультивация полигона в Геленджике, Славянске-на-Кубани, Горячем Ключе, Верхневеденеевской (Белореченского района). Но куда делись еще более 300 свалок на территории края как объектов накопленного вреда – я не знаю. Единственный вариант – получить государственные деньги и что-то делать.
– Можно задать вопрос: почему государство как будто самоустранилось от контроля этой проблемы?
– Просто ни у кого пока нет нормального понимания и предложений по решению проблемы. Все по сей день действовали по принципу «авось пронесет».
Я недавно был на экологической конференции в Санкт-Петербурге, большая часть ее была посвящена «мусорной реформе». Там тоже пока ничего не придумано. Да, где-то есть частичная переработка мусора, где-то удается и усилиями жителей его сортировать, где-то даже сжигать и без ущерба для природы, но пока на территории края и практически во всех районах у нас полный коллапс.
Так что будем думать, что делать дальше. Думать вместе, чтобы в выработке и принятии решения участвовали власти, предприниматели, эксперты, народные экологи, заинтересованные жители.
«Новороссийский рабочий» будет следить за развитием ситуации со свалкой на горе Щелбе. Мы надеемся, что решение, устраивающее все заинтересованные стороны, появится в ближайшее время.