Категория: Общество

Павел наказал: «Если я не приду, а я скорее всего не приду, не оставляйте моих родителей»

Мамина копия

Елена встречает меня у ворот и зовет в дом. С опаской смотрю на табличку «Осторожно злая собака». Заметив мое замешательство, женщина успокаивает:

— Проходите, не бойтесь. Нет у нас больше собаки. Эльза умерла за месяц до того, как Паша погиб. Просто вышли утром во двор, а она мертвая. Он ее совсем щеночком принес. Сильно тосковала по нему, когда сын на СВО ушел.

В доме мама героя ведет меня в «детскую». Здесь все так, как оставил Паша. Только к его вещам добавились коробочки с орденами и медалями, военный жетон, голубой берет, а еще иконы с лампадкой.

Мы садимся на диван. Елена прижимает к груди милого плющевого медведя – последний подарок от сына на 8 марта.

С самого детства Лена мечтала, что когда вырастит, то обязательно родит сына, мужскую копию себя. Так и получилось. С Пашей они были на одной волне, несмотря на строгость воспитания.

Один раз он у меня на горохе стоял. За вранье. Урок был усвоен им на всю жизнь. Без обид. Но я всегда была на его стороне и он это знал. Шалопаем рос, иногда, прям, по грани проходил, но при этом добрый, отзывчивый, душа компании. Как-то захотел волосы покрасить. Говорила, подожди, с работы приду и все сделаем, но куда там. Купил краску на рынке, а ему вместо черной, синюю продали. Захожу домой, на встречу выходит мое расстроенное чудо. Ой, потом кефиром голову мыли, сводили цвет, – смеется Елена.

                                Сначала штангу

В 6 классе Паша пошел мыть машины. Мама  поддержала: «Иди. Поймешь, каким трудом зарабатываются деньги – начнешь беречь вещи». В 16 лет сын на свои накопления купил маме золотые сережки.

Вот они, — Елена берется за мочку уха. – Любимые. Он всегда дарил мне ювелирные украшения.

После 9 класса поступил в техникум на механика. Семья тогда жила в Тамбове. Принимал активное участие в жизни учебного заведения: пел на творческих вечерах, выступал на соревнованиях.

Паша с детства был увлечен гиревым спортом. Отец привил эту любовь. Знаете, когда спросила сына, что они первое спасают во время прилетов, он ответил: «Гири и штангу», — Елена замолкает, вытирая слезы. — С виду невысокий, щуплый был в юности, но такой сильный. В 17 лет поехал с пацанами в спортивный лагерь в Анапу. Там впервые увидел прыжки с парашютом десантников. Вернулся, рассказывает про них с восторгом. А я возьми и скажи: «Вот и ты там будешь». Напророчила.

                       Голубой берет

В сентябре 2010-го Павлу исполнилось 18 лет и он сам пришел в военкомат, как только началась призывная кампания. Его и еще 19 ребят отобрали служить в Анапу, в ВДВ.

На присягу не поехала, сын запретил. Сказал, что только привык, а меня увидит и снова начнет скучать по дому. По окончании срочки подписал контракт. Армия много сыну дала. Он там права получил, научился газосварке, получил квалификацию водителя БТР, прибориста-техника по ремонту и эксплуатации парашютов. Знаете, как он парашюты складывал? Его даже офицеры ночью вызывали, потому что если уложит Паша, то все  сработает, как часы.

В 2012-м Павла Тимофеева отправили в первую командировку в Дагестан. Он не рассказывал в подробностях о службе, ограничился одной фразой: «Мам, теперь я по праву могу носить голубой берет».

В 2015-м – командировка в Чечню, о которой Павел ничего не сказал близким. О том, что сын там, Елена узнала через жену командира.

Почему-то не волновалась. У меня всегда была стойкая уверенность, что с сыном ничего не случится. Всегда. Хоть в Чечне, хоть в Сирии, хоть на СВО.

В 2016-м Павла перевели служить в Раевку.

В Анапе Паша попал под крыло майора Желнина. Он ему, как отец был. Когда перевелся в Раевскую, оказался один. Позвонил, попросил меня переехать к нему поближе. За неделю уволилась, собрала вещи, закрыла квартиру и рванула в Новороссийск.

                   Подозрительный список

С начала февраля 2022-го Павел отправился на учения. После того, как он переслал маме список того, что ему надо привести на полигон, у Елены засосало под ложечкой, и закрались сомнения, что это не просто учения.

В списке были теплые вещи, носки, прибор ночного видения и еще много чего. Мы с мужем быстро все купили, отвезли. Пытались у Паши что-то выведать, но все было бесполезно. Разведка ВДВ слов на ветер не бросает. Оставалось только молиться и ждать.

На связь Павел впервые вышел в конце марта. Сообщил, что живой, что они попали под налет. Все вещи сгорели, а помогали им выжить местные бабушки, которые пособирали им одежду по домам, навязали носков, накормили.

В самом начале СВО было тяжело с обмундированием и провизией, особенно там, где работали наши разведчики, — вспоминает Елена. — Посылки отправляли ребятам каждую неделю. Собирали всем миром. Когда обратилась в один из магазинов, девчата целую сумку безвозмездно передали с носками, футболками, трико и т.д. И только одну фразу сказали: «Пусть пацаны будут живы».

                                 Сам себе хирург

Однажды у Елены высветилось, что Павел вызывает ее по видео.

Мам, тут такое дело… Вот.

Павел в камеру показал свою левую руку. Кожа с большого пальца была практически сорвана. По ладони сочилась кровь.

Мам, что делать?

Сынок, надо в госпиталь!

— Из-за этой ерунды? А пацаны мои тут останутся? Нет, давай что-нибудь придумаем.

И они придумали. Елена диктовала, а Павел, прислонив телефон к консервной банке, выполнял указания. В ход пошли спирт, бинт и канцелярский степлер, которым Павел стянул края раны.

                       Правило

Про второе ранение сына Елена узнала, когда он приехал в отпуск на Новый год. После душа заметила шрам на боку. Павел сказал, что просто упал, но Елена сразу поняла – след от пули.

Мы еще после командировок сына в Сирию для себя правило завели и друзьям сказали его придерживаться: ничего не спрашивать. Захочет, сам расскажет. Но сын молчал. Только как-то обронил, что фильмы про Великую Отечественную, которые он всегда смотрел, содрогаясь от ужасов творимых нацистами, ничто по сравнению с тем, что происходит на СВО. В том отпуске, он первые три дня спал между мной и мужем, держа нас за руки.

                                Шарж

На стене в комнате Павла Тимофеева много разных фотографий. Детский сад, школа, армия… В самом центре фотоэкспозиции нарисованный шарж: на розовом фоне улыбающаяся Елена, её супруг, а посередине Павел в военной форме. Мама героя подходит к стене и проводит рукой по рисунку.

Это в Ялте. Паша туда попал на реабилитацию  после третьего ранения. Знаете, это были три самых счастливых недели в моей жизни. До этого сын был резковатый, а тут переменился. Сидели в кафе, кушали, а он смотрит на нас и говорит: «Я так хочу, чтобы у вас все было хорошо». Мы его домой забрали, он по комнатам ходил, мебель, стены трогал, словно запомнить старался. Потом уже это поняла, а тогда мне казалось, что просто соскучился по домашнему уюту, там же они выживали каждый день. Сейчас говорю не только про врагов, но и про условия: с мышами спали, тушенку об себя грели, когда на заданиях были. Паша смеялся, говорил, что я даже себе представить не могу, какая она вкусная, если с сухарями перемешать.

Уже после гибели сына его близкий друг признался Елене, какой наказ Павел ему дал: «Если я не приду, а я скорее всего не приду, не оставляй моих родителей». Сегодня друзья и сослуживцы Павла Тимофеева регулярно навещают семью товарища, спрашивают, чем помочь. И хоть ни в чем родители Павла не нуждаются, такая забота им приятна.

Он честный был, открытый, настоящий. Никогда не предаст. В нем совмещались доброта и сила – пальцами гвозди 120-е гнул. А еще, целеустремленным был. С Сирии вернулся, мы ему говорили, гуляй, отдыхай, пока молодой. Но он цель поставил: купить квартиру. Купил, успел. Теперь у входа в подъезд мемориальная табличка висит…

                               Татуировка

17 июля 2023-го года Елена и Павел утром поговорили по видео. Днем мама поехала закупать технику в квартиру сына. А в 17-00 при выполнении боевого задания его не стало. Взрывной волной ефрейтора Тимофеева откинуло от машины на 40 метров.

О смерти сына узнала на следующий день. Мне позвонили из части, сказали, что хотят от Паши посылку передать. Вышла во двор, увидела делегацию из 12 человек и все без слов поняла

На 40 день Елена вспомнила про данное сыну обещание: набить его портрет на руке. Вообще, татуировка должна была быть парной, но у Паши не было возможности сходить к мастеру и запечатлеть на своей руке маму.

За свою службу Павел был удостоен шести государственных наград, среди которых медаль Жукова и орден Мужества (посмертно).

В станице Натухаевской  с марта этого года есть улица Ефрейтора Павла Тимофеева. По инициативе мамы в ближайшее время на ней появится памятная стела с фотографией Павла и информацией о его пути воина, чтобы все новоселы знали, в честь кого названа улица, на которой они живут.

Полина Калашникова

Недавние материалы

Салат «Ананас» — на праздничный стол или просто для хорошего настроения

Салат из копченой грудки и ананасов, оформленный в форме ананаса - украсит любой стол. И,…

11 минут назад

В Новороссийске будут судить виновника смертельного ДТП

26-летний житель станицы Натухаевской пойдет под суд, потому что по его вине произошла смерть человека…

2 часа назад

Новороссийские шахматисты завоевали право играть на Первенстве России

В Туапсинском районе завершились окружные первенства по шахматам, быстрым шахматам, блицу и композиции среди мальчиков…

3 часа назад

Рыбалка на озере Абрау и речках Новороссийска: секреты богатых уловов от опытных рыболовов

Рыбалка, причем, не только морская, – один из самых увлекательных вариантов времяпрепровождения в Новороссийске и…

4 часа назад

Жители Новороссийска готовы задать губернатору Кубани свои главные вопросы

В Новороссийске горожане начали задавать свои вопросы на «горячую линию» с губернатором Вениамином Кондратьевым. Главные…

5 часов назад