Увлекся вирусами
По мнению психолингвиста, нейробиолога, профессора СПбГУ и ученого с мировым именем Татьяны Черниговской, именно двоечники, которые умеют мыслить нешаблонно, двигают этот мир. История разработчика применения искусственного интеллекта в области офтальмологии, генерального директора ООО «ПРОСТРАНСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» («ПИР») Кирилла Аксёнова полностью это подтверждает.
Кирилл Аксёнов в свои молодые годы производит впечатление основательного человека. Живет в родном городе, окружен поддержкой любимых людей, занимается любимым делом. Шесть поколений его семьи жили и трудились в Новороссийске, вели свое хозяйство, выращивали виноград. После Великой Отечественной войны восстанавливали город.
– У меня замечательные родители, я вырос в крепкой и дружелюбной семье. Но учился откровенно плохо, с большим трудом закончил школу без троек. Вел себя на уроках отвратительно. Помню, как друг подначил измазать воском доску. Стыдно сейчас вспоминать, если честно.
В то же время, учась в школе №23, что в Гайдуке, Кирилл увлекся темой компьютерных вирусов. После школы ему удалось поступить в знаменитый Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича на специальность «Информационная безопасность». Во время учебы встретил почти землячку из Краснодара, будущего биолога и сногсшибательную девушку Любовь. Схожие взгляды, увлечения, желание творить и менять мир привели к свадьбе и рождению дочери.
– За голову взялся только когда появился ребенок. Закончил магистратуру на «отлично». Устроился в филиал крупной немецкой консалтинговой компании, где консультировал Шеврон, КТК, Сбербанк, Мегафон и другие компании по направлениям «информационная безопасность, искусственный интеллект и телефония». Но мне этого было недостаточно.
С ИИ наперевес
Пять лет назад, в 2019 году, Аксёнов окончательно осознал, что за искусственным интеллектом будущее, и начал работать в этой области. Вернулся с семьей в Новороссийск и стал внедрять новые технологии в одном из самых сложных направлений в медицине – офтальмологии.
– Кирилл Дмитриевич, как вас занесло в офтальмологию?
– Это, видимо, в характере. Простые решения – это не мое. Первый наш опыт, кстати, был неудачным. Мы помогли Сергею Сахнову – директору краснодарского филиала клиники микрохирургии глаза имени С.Н. Федорова – с докторской диссертацией. Разработали алгоритм прогнозирования стадий кератонуса. Это тяжелое хроническое заболевание глаз. Проект свернули из-за бюрократических проволочек и отсутствия финансирования. Но там сложился костяк нашей команды – я, супруга и доктор медицинских наук Виктория Мясникова. Тем не менее проект дал нам возможность выявить те области офтальмологии, которые можно существенно улучшить с помощью искусственного интеллекта. После чего команда приступила к разработке моделей прогнозирования распространенных заболеваний по изображениям глазного дна и данным оптической когерентной томографии.
Деньги к деньгам
– А как здесь было с финансированием?
– Нам нужно было приобрести дорогостоящее оборудование. Мы рискнули и потратили на него все финансы.
– И дело пошло?
– Над решением поставленных задач ломали голову сутками. Но в итоге у нас все получилось. Так появилась наша компания «ПИР». Поворотный момент – получение гранта на 4 миллиона от государственного Фонда содействия инновациям. Наш взгляд на офтальмологию и возможности искусственного интеллекта были одобрены. Администрация Новороссийска помогла с пиаром и поиском помещения для нашей компании. Признание и поддержка со стороны государства – это для меня было значимо и приятно.
В помощь пациентам и врачам
– Что конкретно получилось?
– На средства гранта в компании «ПИР» расширили и укомплектовали штат специалистов, выполнили маркировку медицинских данных для обучения искусственного интеллекта. Так появилась цифровая платформа «EyeTech», которая позволяет пациентам клиник круглосуточно получать рекомендации по лечению, а врачам дает возможность сконцентрироваться на пациентах, а не на описании данных. Теперь благодаря технологии, созданной компанией «ПИР», врачи могут обрабатывать на 50% больше данных, а клиники – экономить до 30% на обслуживании технологических процессов.
– Какие очередные высоты хотите взять?
– Программный комплекс EyeTech способен понимать данные, полученные с офтальмологических приборов, и диагностировать глазные заболевания. Стараемся заявлять о себе, о нашей цифровой платформе где только можно! Проводим ежегодные всероссийские саммиты с международным участием «Искусственный интеллект в офтальмологии», сейчас готовимся к третьему. Участвуем в форумах, офтальмологических выставках. Это только начало нашего пути, уверен.
Блиц-опрос
– Охарактеризуйте себя тремя словами.
– Невозмутимый, неспокойный, целеустремленный.
– Море или горы?
– Море и горы.
– Чай или кофе?
– Если чай, то пуэр, если кофе, то свежая арабика.
– Пешком или на велосипеде?
– На мото.
– Любимый фильм или сериал?
– «Бойцовский клуб», «Кремниевая долина».
– Сколько вам было лет, когда заработали первые деньги? На что потратили?
– 15 лет. Потратил на ремонт мото.
– С чего начинается ваше утро?
– С работы.
– В чем ваш ресурс?
– В работе.
– Когда первый раз взяли в руки номер «Новороссийского рабочего»?
– В детстве.