Уже в 1922 году архитектор Юнгер по заданию Горсовета составил проект нового города, рассчитанный на 25-летний срок строительства, писала газета «Красное Черноморье» 14 сентября 1927 года. Публикация называлась «Новороссийск в будущем (К вопросу о перепланировке города)».

План Юнгера обсуждался на конференции по перепланировке черноморских городов, пять лет спустя, в 1927 году. Автору новороссийского «генплана» тогда досталось от коллег. Мы сейчас не представляем, что он концептуально предлагал, но было решено, что его разработки не пригодны для практического использования. На конференции рекомендовали использовать лишь одну идею Юнгера, но масштабную.

Тогда одна главной проблемой градостроительства оказалось то, что Новороссийск был очень разбросан и состоял из двух больших частей, которые практически не связаны между собой. Это сам по себе город и Стандарт с  балкою Красно-Зеленых. Идея Юнгера заключалась в том, чтобы эти части соединить удобным широким путем. Архитектор проектировал грандиозный мост – виадук. Он должен был проходить через железнодорожные пути, множество промышленных объектов и соединить город с центром Стандарта. Планировалось, что на этом мосту организуют как пешеходное движение, так и движение автобусов и трамваев.

Если смотреть с позиций современника, то сегодня мост, по которому проходит улица Магистральная, в какой-то степени и есть та самая идея Юнгера, воплощенная в жизнь, но не настолько масштабно.  Или речь шла о другом виадуке? К сожалению, в нынешних обстоятельствах этот мост уже не решает городских транспортных проблем.

Но в 1927 году их еще не могли предвидеть. Но на той самой конференции очень бурно обсуждали развитие города. Вот как ее участники представляли будущее Новороссийска.

Планировалось, что Новороссийск вырастет в сторону Мысхако. Суджукское грязевое озеро будет обрамлено со стороны моря искусственной дамбой, вокруг обустроят такой же искусственный песочный берег, где станут отдыхать курортники.

От Суджукской косы до цементных заводов можно будет доехать на трамвае. Через тот самый виадук, который спроектировал Юнгер. «Трамвай идет по виадуку, переброшенному через всю территорию порта и железной дороги. Направо – ковш, холодильник, новый элеватор. Дальше, у самого Стандарта – старый элеватор», писала газета «Красное Черноморье».
На месте плавней, засыпанных рефулером (землесосом), новые сооружения железнодорожного узла. Для сведения – плавнями еще в советское время называлась подтапливаемая местность, где сейчас Цемесская роща и ее окрестности. Кроме того на плавнях предлагалось разбить парк.

На склонах Маркотха выращен заботами Коммунхоза лес. Он защищает город от бурных ливневых потоков и уменьшает силу норд-остов.

Таким видели Новороссийск проектировщики в 1927 году. Может быть, и хорошо, что не все из этих фантазий было воплощено в жизнь.

Подготовлено по материалам управления архива.