И то, что каждый день мы не видим на спектаклях свободных мест, стало самой знаковой чертой «Театральной гавани -2024».

На открытии фестиваля эксперты, известные личности рассуждали о том, куда движется сегодня театральное искусство. Журналистам повезло услышать мнение именитых критиков, членов экспертного совета «Театральной гавани».

— Когда еще мы сможем увидеть столько разных театров, столько замечательных спектаклей? Ведь не посмотреть некоторые из них – это, считай, потерять полжизни, — уверяет художественный руководитель «Театральной гавани» Евгений Кушпель.

Фото Анатолия Позднякова

Его подробное интервью о предстоящих спектаклях «НР» публиковал в день открытия фестиваля, 20 сентября.

Корреспондент «НР» отметила, что каждый год в афишах «Театральной гавани» есть моноспектакли. В этом году их даже два!

— Это модно или таким образом экономится ресурс на поездку всей труппы и перевоз декораций? – интересуюсь у экспертов.

— И то, и другое, — говорит председатель экспертного совета фестиваля, режиссер, педагог Константин Мишин, поставивший в нашем муниципальном драматическом театре им.В.Амербекяна спектакль «Последняя любовь Насреддина».  – Современный театр концентрируется на Человеке. В моноспектакле Человек как фигура предстает в неожиданном ракурсе: под микроскопом, под увеличительным стеклом зритель разглядывает закоулки человеческой души.

Фото Анатолия Позднякова

— Каким образом на фестивалях по-новому «звучат» постановки?

-Театр –интересная и сложная штука, каждый раз артист выходит на сцену и каждый раз он снова погружается в мысли и чувства своего героя. Но совершенно одинаково сыграть роль он не может! В этом и прелесть, и волшебство театра, — рассуждает Мишин.  

Директор Новороссийского городского театра Олег Бередин подчеркнул, что «Театральная гавань» — единственный постоянно действующий фестиваль на юге России.

— Каждый год он становится другим. Разнообразие программы, интересные жанры и коллективы, — вот что отличает фестиваль этого года. Каждый год публика видит что-то новое. Для самих коллективов, приехавших сюда из разных точек страны и зарубежья, фестиваль – это возможность повысить свой профессиональный уровень. Играя в своем театре, для своего зрителя, коллектив привыкает к этому. Приезжая на фестиваль, он осознает, насколько он профессионален и насколько интересен публике.

Директор театра «Старого парка» Александр Алексеев отметил мультижанровость как основную особенность «Театральной гавани -2024». К слову, в этом году театр «Старого парка» из Кабардинки стал партнером фестиваля. И есть замыслы совместно реализовывать с нашим новороссийским театром и другие проекты.

— Развитие культуры – это сегодня один из важных вопросов на повестке дня на государственном уровне, — сказал Алексеев. – Сегодня здесь, на «Театральной гавани» представлена актуальная подборка театральной повестки страны.

Эмоциональным стало интервью председателя Камчатского отделения Союза театральных деятелей России. Алексей Высторопец не только член экспертного совета фестиваля. Он  представит моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» (16+). Эта постановка входит в десятку лучших моноспектаклей России!

— Как вы добирались в Новороссийск? – спросили мы у гостя с Камчатки.

— Всего 9 часов на самолете, потом в поезде, и вот мы в Новороссийске! А собирались к вам более двух лет, — признался заслуженный артист России. – Таким образом, мы прибыли от Тихого океана к Черному морю.

 Алексей Высторопец считает, что театр – это не только возможность показать свои спектакли, это общение творческих деятелей между собой.

Фото Анатолия Позднякова

— Искусство дано нам, чтобы сохранить жизнь после смерти. Жизнь сама по себе трагична. Ведь мы все умрем. А вот то, что останется после нас, – это главное.

Каким сегодня должен быть современный театр? Это, пожалуй, главный вопрос, волнующий творческих людей, к нему причастных.

— Сегодня самое время вернуться к нашим истокам, а наши истоки – это слово, а слово — это Пушкин, — уверен Алексей Высторопец. – Нам повезло, мы —  современники новой парадигмы возрождающегося русского искусства. Сегодня потребность в русском слове велика как никогда.

Эту же тему продолжил Геннадий Николаев, заслуженный деятель искусств Кубани, член гильдии режиссеров России, член экспертного совета «Театральной гавани».  

— Сейчас нужно возродить русский театр, который десятилетиями хотели задушить, убить, заигрывая с Западом. Театр постмодерна чужд русскому театру, это шоу. А суть нашего русского театра – это когда зритель (из зала) и актер (со сцены) вибрируют душами навстречу друг другу. Русский театр всегда таким был и опирался на великие русские характеры. Наш театр – театр сопереживания.

Чтобы все поняли, о чем я, приведу пример как мы, русские люди, заходя в купе поезда, угощаем друг друга и просим: «Рассказывайте, как вы живете!». Западным людям этого не понять.

Также, как им не понять режиссера, который заставил зрителей плакать. Да, в театре можно повеселиться, но не как в цирке, — заключил Геннадий Николаев.

Одним из первых спектаклей, открывавшим фестиваль, стала постановка «А зори здесь тихие» русского драматического театра республики Адыгея. Режиссер – Константин Мишин.

Зрители не могли, да и не стали сдерживать слез. Знакомый сюжет был подан необычно за счет технических эффектов. Свет в этом спектакле стал одним из полноправных персонажей. Надо ли говорить об особой актуальности сюжета в наши дни? Коллектив театра из Адыгеи взял за живое.

Какими будут очередные спектакли? Увидим!

Информационный обзор редакции.