Стало обидно за наших ребят»
– Одно краевое издательство выпустило книгу «Дети Великой Отечественной войны», и в нем было указано всего лишь три фамилии детей из Новороссийска. Мне стало обидно за наших героев. Я решила, что пришло время собрать истории новороссийских мальчишек и девчонок в одном сборнике. Взялась за эту тему, а потом вдруг почувствовала страх, – рассказывает Галина Леонидовна. – Страшно стало потому, что пришлось узнать жуткие подробности о нелегких судьбах этих детей.
…15-летний Саша Берман попал в Новороссийск в 1942 году беспризорником, прибился к отдельной роте автоматчиков 255-й бригады, стал ее воспитанником. Затем служил на эсминце «Бойкий», без серьезных ранений пережил операцию по освобождению Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Но пропал в кровавой мясорубке Керченско-Эльтигенской десантной операции 10 декабря 1943 года. Похоже, подорвался на бомбе. И никто не смог его опознать. Это было невыносимое испытание для его семьи, которая осталась в Ленинграде.
…16-летний Жора Панченко вслед за своим отцом пошел в партизанский отряд «Ястребок». Однажды в разведке его тяжело ранили, он попал в лапы фашистов. Его били, истязали, а затем расстреляли в ноябре 1942 года в районе мостика на «Камчатке», что в селе Глебовском.
…Валя Клементьев, ученик восьмого класса из верхнебаканской школы, был юным разведчиком. И тоже оказался в лапах врага. Его пытали, а затем зверски с ним расправились – привязали ногами к дереву и обезглавили. Потом голову мальчика возили по окрестностям Новороссийска. Однажды мама опознала своего сына. И мать расстреляли.
– Я пропускаю такие жуткие истории через свое сердце. Как можно пережить смерть детей? – говорит Галина Кольцевая, стараясь сдержать слезы.
Собирая информацию о героях, Галина Леонидовна старалась отыскать следы оставшихся в живых, разузнать, как они жили после войны, найти родственников детей. Вот еще одна звездочка. Девятилетний Женя Топракашвили стал воспитанником сторожевого катера СК-065 военно-морской базы, он пережил войну, уцелев. Автор книги пыталась отыскать следы Жени через главный архив Министерства обороны, подключила своих знакомых поисковиков из Калмыкии. Линия судьбы ведет автора в Гатчину. Поиски не завершены, они еще продолжаются.
А вот 10-летний Павел Целенко в Великую Отечественную войну был настоящим сыном полка в бригаде морских пехотинцев, ходил в разведку, как взрослый боец. По окончании войны вернулся в родной Новороссийск, где и прожил всю свою жизнь. Его вдова жива, даже планировала прийти на презентацию книги Галины Леонидовны.
Каждый поиск дарил автору книги новые знакомства. Ваня Малиновский из многодетной семьи, которая в период оккупации проживала в Глебовском. Когда фашисты заняли село, Малиновский не пожелал снять свой алый пионерский галстук. За это непокорного мальчишку расстреляли, и его могила находится на сельском кладбище. Не так давно предприниматель из Глебовского Георгий Зуккель выделил средства на реконструкцию могилы Вани. Улицу в СНТ «Озерейка» в Глебовском, практически рядом с домом, где проживала семья Малиновского, назвали именем героя. Галина Кольцевая продолжает искать следы семьи пионера, у него было пять братьев и сестер. Может, кто-то сможет откликнуться?
Поседел в тринадцать лет
Галина Кольцевая говорит, что не все дети, попавшие в книгу памяти, совершили подвиг в общепринятом понимании, как, к примеру, Витя Новицкий, который сгорел, защищая наш город. Но она все равно считает их героями.
– Юнга на мотоботе Ваня Соловьев, тринадцати лет, после первого рейса на Малую Землю в Геленджик вернулся седым. Да, он не упал грудью на дзот, но он, в моем понимании, герой, – считает автор книги «Война и дети».
Отдельная глава в этой книге посвящена девочкам, которые тоже совершали подвиги в Великую Отечественною войну. Они шли на фронт, не страшась пуль, называли в военкоматах другой возраст, лишь бы приносить пользу Родине.
– Мне запала в душу Аня Пташенко из Южной Озерейки, она изменила фамилию на Пташко и добавила себе лет, чтобы попасть на фронт санитаркой, – продолжает рассказывать Галина Кольцевая. – Аня спасала наших морских пехотинцев и встретила свою смерть на фронте. Но остались воспоминания ее сестры Александры. Я встречалась с Александрой и слушала ее рассказы об Анечке.
Для любого историка очень важно поговорить со свидетелями тех событий, с реальными героями, говорит краевед. И так важно для нынешнего молодого поколения новороссийцев, что до сих пор жива участница войны Вера Гавриловна Пикина (в девичестве Калягина). Будучи семнадцатилетней девчонкой, она работала в военно-морском госпитале №43 Новороссийской военно-морской базы 18-й десантной армии, помогая своей маме, медсестре. Вера Гавриловна многое видела и помнит весь ужас войны. Она живой свидетель того, через какие испытания довелось пройти новороссийцам и чего стоила нам Победа.
О подвиге Васи теперь не забудут
Мне импонирует автор книги тем, что она обладает исследовательским складом характера и с головой погружается в поисковую работу. К примеру, сбор информации по 16-летнему партизану Василию Поддубному вылился в настоящее расследование.
– Несколько лет назад я нашла на девятом километре Сухумского шоссе могилу 16-летнего подростка Василия Поддубного. Она находилась в щели, на горе, в труднодоступном месте. На могиле стояла скромная пирамидка со звездочкой, – рассказывает Галина Кольцевая. – Было понятно, что могилу кто-то навещал, возможно, люди, приехавшие поездом издалека. У надгробия лежал кубик сахара, такой обычно подают к чаю в поездах дальнего следования. Об этом мальчике ничего не было известно, приходилось собирать информацию буквально по крупицам, подключать к поискам других краеведов. Спасибо за помощь моему коллеге Игорю Гусенину!
Все указывало на то, что Вася имел отношение к партизанскому движению Новороссийска, – продолжает Галина Леонидовна. – Когда я пришла к этой могиле в 2023 году, то увидела, что пирамидка уже изъедена ржавчиной и скоро совсем рассыплется. Мне было тяжело осознавать, что с этим надгробием может навсегда исчезнуть память об этом юном герое.
Решить проблему помогли новороссийские поисковики, которые подключили волонтеров АО «Черномортранснефть». Они изготовили для Васи новый памятник.
В этом году, 8 мая, юного партизана перезахоронили на девятом километре, но ближе к трассе, близ Елизаветинской санатории. Туда часто возят экскурсии, и теперь к памятнику Васи Поддубного будет приходить больше людей. О его подвиге узнают, его не забудут.
Кстати, когда героя эксгумировали, при нем имелась граната. По останкам стало ясно, что мальчик погиб от разрыва бомбы. И вообще, в этом месте было обнаружено много осколков мин и снарядов, что подтверждало наше предположение, что Вася был юным партизаном.
Это событие – открытие нового памятника – автор книги считает очень важным завершением своего дела. Но она продолжает искать родных Василия, возможно, они откликнутся, прочитав об этом в газете.
– Вы спрашиваете: для кого я написала свою книгу? – размышляет Галина Кольцевая. – Я написала ее для современников, которые сейчас проживают свою жизнь. И сделала это потому, что нынешнее поколение стало как будто подзабывать историю Великой Отечественной войны. А мы должны знать и помнить своих героев. Фашизм вновь поднимает голову. Снова льется кровь. Это страшно.
С книгой Галины Кольцевой можно ознакомиться в Центральной городской библиотеке им. Э.Э. Баллиона, в отделе краеведения, а также в городском архиве.