– Владимир Олегович, вначале хочу поздравить гимназию с красивой датой – 45-летием. Назовите, на ваш взгляд, важные события, связанные с историей гимназии.
– 1 сентября 1979 года состоялась первая линейка в школе № 4, руководил тогда ею Петр Иванович Юрченко. Изначально это была общеобразовательная школа. Уже Эдуард Алексеевич Халилов, который долгое время был здесь директором, смог присвоить школе статус гимназии с филологическим уклоном. Эдуард Алексеевич в 2000-х годах также открыл в гимназии спортивный клуб самбо, и по сей день он работает, в нем занимаются и наши дети, и из спортшколы «Водник».
А 2016 год стал одним из самых запоминающихся в истории гимназии – администрацией города было принято решение присвоить учебному заведению имя Героя России, адмирала Германа Алексеевича Угрюмова.
– В чем, по вашему мнению, основная функция директора школы нашего времени?
– Современный директор – не просто учитель, он еще и менеджер, который находит связующие звенья между учителями, родителями, учениками, управлением образования, министерством. Это человек, который должен обладать высочайшими навыками коммуникации, уметь нестандартно мыслить. Приходится ведь общаться с разными людьми, у них свои пожелания и амбиции, и я должен находить пути решения в любом деле.
Кстати, все директора новороссийских школ несколько лет назад дополнительно к педагогическому получили образование менеджера.
– Каким был ваш путь в 4-ю гимназию?
– В 2009 году я пришел работать в 22-ю школу, прошел путь от учителя до заместителя директора. После того, как я проработал замом более пяти лет, был приглашен в свою родную 4-ю гимназию директором. Родную, потому что я ее выпускник 2000 года. И когда я сюда вернулся уже в качестве директора, то даже застал учителей, которые еще у меня преподавали. Это было так необычно по ощущениям, мы испытывали друг к другу самые теплые чувства.
– Владимир Олегович, должны как-то меняться и меняются ли отношения «учитель – ученик»?
– Безусловно, они меняются, и меняются к лучшему, потому что многие дети видят в учителях уже не просто педагога, а еще и наставника.
В нашей гимназии мы стараемся выстраивать отношения так, чтобы учитель для ребенка был тем человеком, к которому он всегда может обратиться в трудной для него ситуации и будет при этом уверен, что его услышат, что ему помогут. В современном мире родители не всегда могут уделить должное внимание детям, а учитель обязан это сделать. И свой образовательный процесс, и воспитательную работу мы выстраиваем именно так, чтобы у детей не было никаких отрицательных эмоций, дискомфорта.
– Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас? Помогает ли школа самореализоваться молодым людям?
– Самая главная задача школы – воспитать достойного, конкурентоспособного гражданина, личность, которая сможет реализоваться в жизни. Мы должны подготовить ребенка к будущему. Не просто его чему-то научить, но и помочь с выбором профессии. На это нацелена профориентация. И если раньше профориентацией занимались в 9-х, 10-х, 11-х классах, то сейчас в нашей гимназии уже есть курсы с 5-го класса, помогающие ребенку определиться с будущей специальностью. Чтобы, выходя из школы с аттестатом за 9-й или 11-й класс, выпускник понимал, кем он хочет быть – врачом, инженером или военным.
У нас, кстати, немало выпускников, которые поступают в военные училища, институты, академии. Это не случайно, потому что в гимназии учится много детей военнослужащих.
– Дети сейчас трудные? Или обычные?
– Не трудные. Не знаю, насколько их можно назвать обычными, они разные. Дети не особо изменились со временем, зато поменялась среда, которая их окружает, а они вынуждены приспосабливаться к тем условиям, в которых живут. Если раньше на переменах они бегали и играли в футбол, то сейчас гоняют мяч чаще всего в телефоне. Зато мячом стекла не разбивают, ничего не ломают (смеется). Правда, у современных детей и подростков сейчас сильно развито клиповое мышление, что, по моему мнению, имеет свои плюсы и минусы.
– Насколько остро в школе стоит кадровый вопрос?
– Можно ответить честно, а можно слукавить. Если не лукавить, то проблемы кадрового голода у нас присутствуют. Но в этой ситуации ты как руководитель можешь просто сидеть и говорить о том, что у тебя есть проблемы с кадрами, а можешь с этим что-то делать. Старые кадры уходят, новых никто не дает, а значит, нужно их искать самостоятельно.
У нашей гимназии твердая позиция: решать проблему своими силами. Ведь мы открыли не просто филологические классы, а по решению всего коллектива три года назад создали педагогические классы с филологическим уклоном. То есть мы готовим ребят к тому, что они станут педагогами и, заключив с нами целевой договор и получив образование, вернутся к нам работать.
Уже в прошлом году мы получили результат – к нам вернулись два учителя по целевому направлению. А в следующем году также придет учитель химии.
– Как вложить в голову ребенка, что учитель – это профессия достойная?
– Как у педагога-практика у меня есть часы в школе, и мы иногда, когда остается свободное время, любим с детьми подискутировать, и я нередко призываю ребят к тому, чтобы они выбирали профессию учителя, она будет востребована всегда.
– Достаточно ли компетентны сегодня молодые учителя? Чего им, по-вашему, не хватает?
– Компетентностью молодых специалистов в части образования я доволен. Но зачастую у них возникают проблемы с родителями учеников, и тут нужно вовремя прийти на помощь.
За каждым молодым учителем наша школа закрепляет наставника из числа опытных педагогов. Не всегда молодой специалист может справиться с тем, что встречает в школе: теория – это одно, а практика – совсем другое. Бывает, из какой-то мизерной ситуации разрастается целый снежный ком, если вовремя не обозначить и не решить проблему. Поэтому я всегда говорю молодым специалистам, чтобы они не боялись рассказывать о возникающих проблемах. Все можно решить, если не затягивать процесс.
– А родители к вам с какими проблемами идут?
– Я максимально открытый для всех, и двери моего кабинета всегда открыты. А проблемы, с которыми приходят родители, разные. От разногласий с учителем в плане оценок до конфликтных ситуаций между самими родителями. Бывает, дети в классе поссорились или подрались, а потом тут же помирились и уже обо всем забыли, а их родители никак не могут остановиться. Но то, что они идут ко мне за помощью, меня воодушевляет: значит, я вызываю у них доверие. Поэтому выслушиваю всех со всеми проблемами, даже самыми безумными, и стараюсь помочь.
– А какую помощь родители оказывают школе?
– Всевозможную. Но не только материальную. Родители помогают организовывать нам всякого рода мероприятия.
В рамках той же профориентации. К примеру, у кого-то папа пожарный, по нашей просьбе он может пригнать пожарную машину, показать, как она работает. Дети посмотрят, все пощупают своими руками. Или родители-военнослужащие подвезут какую-то технику, образцы оружия, чтобы ребята поизучали. На предприятия помогают организовать экскурсии, чтобы дети поближе познакомились с каким-то производством.
– Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Строго положительно. Те, кто ругает ЕГЭ, ничего о нем толком не знают. Они думают, что ЕГЭ до сих пор – это те самые пробные версии 2000 года. Тогда была просто тестовая система. Давалось задание и с ним варианты ответов.
Сейчас такого нет. Выпускник должен самостоятельно посчитать, принять решение, проанализировать. Вот я девятиклассников готовлю по информатике к сдаче ОГЭ, и там нет заданий, где просто предлагается выбрать ответ. Нет, ты реши задачу и напиши ответ.
Ну и, безусловно, самый положительный момент здесь – это то, что ЕГЭ дает возможность обычным сельским ребятам и школьникам из небольших городов поступить в ведущие вузы страны и получить востребованную специальность.
– Владимир Олегович, с каким настроением вы встретили новый учебный год?
– Сентябрь я всегда встречаю с отличным настроением. Для меня это радость, потому что дети приходят в школу, и она наполняется жизнью. Летом это только стены, пустота и тишина. Как-то грустно становится. Но вот праздник наступил, ребята вернулись в школу, и все забурлило. А меня, как человека деятельного, очень радует, когда все кипит вокруг.