Что на душе
«Дзен», «Рутуб», «Телеграм-канал» и другие цифровые платформы стали площадкой для творческих изысканий Сергея Васильевича.
О чем рассказывает «Литературный гурман»? Любопытные факты о писателях, поэтах-песенниках, композиторах, истории создания того или иного произведения – все это вот так, запросто, не найдешь в Интернете. Надо долго изучать факты, анализировать, искать крошечные «зацепки», чтобы потом выдать на-гора полную картину.
Я тоже увлеклась историями от Сергея Панченко. Они добрые, любопытные, позитивные, вкусные. Хроника советских лет, кадры из фильмов, которыми засматривались наши мамы, – все это оживает в «Литературном гурмане». Спокойный голос комментатора уносит то в размышления, то в воспоминания, дарит надежду или навевает светлую грусть. Есть о чем подумать, что перечитать или переслушать.
– Началось все несколько лет назад, когда в детской библиотеке им. Крупской я проводил встречи с читателями, – рассказывает о начале начал Сергей Васильевич. – Цель тех занятий – пропаганда чтения. Несколько раз приезжал, но потом понял, что к каждой встрече надо готовиться долго, тщательно – не успеваю. Зато сам процесс поиска любопытных фактов очень затянул.
И друзья посоветовали мне не копить все это, а выкладывать в Интернете. Но прежде я создал в нашей «Ушаковке» литературный клуб, где мы со студентами анализировали прочитанные книги. Этот клуб до сих пор есть, он уже расширился и углубился благодаря моим коллегам.
Сначала стал выкладывать свои творения в «Дзене». И за 5 лет заработал аж две тысячи рублей! Но увлекла, конечно, не монетизация, а сам процесс. Появились новые технические возможности, о которых меня просветили курсанты, показали, как можно монтировать видео с помощью специальных программ и приложений. Я научился делать приличные ролики. Потом стал редактировать голосовые записи (раньше просто приходилось переписывать свои монологи, если, например, запнулся), в общем, дело пошло! – смеется Сергей Васильевич.
– Что вы хотите донести до читателя?
– Я рассказываю истории создания популярных в разное время песен, литературных произведений, любопытные факты из биографии классиков. Выискиваю эту информацию по крупицам: одно цепляется за другое. Но это не просто истории. Это и мой взгляд на судьбы людей, на творчество авторов. Почему я так внимателен к песням? Песни, я уверен, – это ключевые способы передачи смыслов. Когда смысл облечен в красивый звук, это быстро доходит до сознания и становится частью жизни человека. Сейчас я сокрушаюсь, что у нас крайне мало хороших детских песен. Не тех, где просто фразы лепятся друг к другу…
Недавно я рассказал о поэте Игоре Шаферане. Строчки из его песен «Наши любимые», «То ли еще будет», «У меня сестренки нет», «Листья желтые», «Белый танец», «Вечная весна», «Ах, как хотелось быть нам взрослыми» знают многие люди, выросшие в СССР, а вот то, что их автор – Игорь Шаферан, известно единицам.
Иногда просто хочется поделиться тем, что на душе от услышанного, прочитанного, просмотренного. Мне интересно, как у авторов рождается замысел произведения, слова и музыка, все это таинство. Как, например, Лев Толстой создал «Анну Каренину»? Он где-то слышал такую историю? Вы знаете?
Куда на пять лет пропадал Шекспир?
– Расскажите о самой оригинальной исследовательской находке, опубликованной в «Литературном гурмане».
– Это «потерянные 5 лет Шекспира». Ни в одном из источников нет конкретных фактов, где Шекспир, уже взрослый человек, который обзавелся семьей, провел пять лет, они как бы выпали из его биографии. Я сопоставил факты и предположил, что он ездил на обучение в Италию, где в то время создавался крупнейший театр. По возвращении, напитавшись тем духом, той атмосферой, Шекспир и пишет свои шедевры, действие которых происходит в Вероне, например. Возможно, сама королева Англии направила в Италию начинающего драматурга. У Шекспира могли быть и спонсоры, покровители. Вот такая у меня догадка. И она имеет право на жизнь.
Иногда думаю: вот надо мне в этом копаться! А затягивает, знаете ли…
– Наверное, самая парадоксальная ваша история – о Марлен Дитрих и Константине Паустовском.
– Да, заявление Марлен Дитрих, когда она приехала в Москву, шокировало просвещенную аудиторию. Дитрих сообщила, что ее заветная мечта – увидеть советского писателя Паустовского. Она прочла его рассказ «Телеграмма», и он потряс ее до глубины души. Чем, собственно? Чтобы ответить читателям на этот вопрос, я прочел рассказ «Телеграмма», посмотрел фильм «Телеграмма», изучил историю самой Дитрих и понял, что же так отозвалось в ее душе. В рассказе говорится, как некая барышня была так увлечена чужими людьми, что не успела к своей родной маме, пока была жива. Приехала, когда было слишком поздно. А мама каждый день ждала дочку, выходила к калиточке, в общем, у Паустовского это все так живо описано… читаешь, и будто видишь картины. А у Марлен Дитрих тоже была дочь, которая предала мать: чтобы заработать, распустила нелепицу, обвинила, очернила родного человека.
Паустовский во время визита Дитрих в СССР находился в больнице после сердечного приступа, а, узнав о ее желании увидеться, сам приезжает на концерт звезды. Дитрих, пораженная, опускается перед ним на колени, и с ее расшитого жемчугами наряда осыпаются бусины…
Этот случай меня тронул до глубины души. Этим сюжетом, я уверен, и читателя можно увлечь Паустовским, его книгами и книгами вообще.
Молодежь — читает!
– Сергей Васильевич, вы много общаетесь с молодежью. Сегодня студенты, школьники книги читают?
– Читают! Например, Андрея Рубанова «Финист – ясный сокол». Это фэнтези по жанру. И если бы нашлись грамотные кинематографисты, которые сумели бы сделать из этого не примитивный фильм, то он бы получился не хуже, а то и лучше «Властелина колец».
– Какой из ваших выпусков завоевал наибольшее количество просмотров?
– Выпуск о поэте Александре Кочеткове, авторе «Баллады о прокуренном вагоне». Помните его строчки – «С любимыми не расставайтесь»? Я написал статью о замысле Эльдара Рязанова взять для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» девять стихов разных поэтов, он сам отбирал тексты, и попросить известных композиторов написать музыку. Согласие дал только Таривердиев. И на текст Кочеткова музыки не хватило. Но стихи в фильме остались.
Свой репортаж на эту же тему я не слишком хорошо отредактировал, в тексте допустил ошибки в ударениях, за что и подвергся жесткой критике со стороны читателей. Так, серьезно напортачив, я понял, что мои выпуски слушают, и слушают с пристрастием! Теперь я сверяю ударения по словарю, тренирую сценическую речь.
– Изучая чужое творчество, своему удается уделить внимание и время?
– Удается. И стихи пишутся, и песни. В соавторстве с московским композитором Андреем Берестенко скоро выйдет альбом, в котором есть песня «Новороссийский вальс». Еще один композитор, который работает со звездой нашего шоу-бизнеса, принял в работу один из моих текстов.
И у меня, и у моего сына скопился большой багаж детских стихов. Мы планируем издать книгу. Еще я начал писать «Географию природных явлений в стихах», она тоже рассчитана на юного читателя. Дается мне это тяжело. Надо поехать к внукам в Белоруссию, наобщаться с ними, чтобы написать этот труд доступным для читателей языком. Как я уже говорил, у нас большой пробел в детской литературе. Все ответы на вопросы — в книгах.
Лучшее хобби
– Известный ученый, специалист в психолингвистике и нейронауке Татьяна Черниговская утверждает: нельзя разговаривать с плохими людьми, слушать плохие песни, читать плохие книги и смотреть дурное кино, потому что в нейронных связях остается то, что ты смотришь и читаешь. Все это я изучал, когда готовил диссертацию по социокультурному пространству ребенка. А сейчас со страниц «Литературного гурмана» хочу прокричать: «Люди! Читайте хорошие книги! Слушайте хорошие песни!»
– На что вас вдохновляет общение с внуками?
– На новые выпуски своих, так скажем, программ. Старшая внучка пошла в пятый класс, и сегодня она для меня – главный поставщик современных взглядов на жизнь. Средний внук в следующем году пойдет в первый класс, и он тоже выстроил свою теорию обустройства мира. И только самая младшая внучка – ей 4 года – еще определяется с мировоззрением.
Всем молодым и не очень людям, у которых нет хобби, я хочу посоветовать, как это сделал в свое время академик Лихачев, читать книги. В книгах есть ответы на те жизненные вопросы, которые вы упорно ищете. Вам кажется, что до вас никто не сталкивался с той или иной проблемой, никто до вас так не переживал и не проживал различные ситуации. Вы уверены?