Многие старшие новороссийцы помнят, как мечтали увидеть его кортеж, который двигался по центральной улице! (Журналисту «Новороссийского рабочего», тогда первокласснице, удалось стать свидетелем этого проезда).
Как слушали его речь на митинге, посвященном вручению городу ордена Ленина и медали «Золотая звезда»! По нынешним меркам, звучала она по-канцелярски торжественно. Как положено, прерывалась бурными аплодисментами. Конечно, речь была подготовлена заранее. Но в ней были фразы, сказанные правдиво и искренне, похоже, экспромтом. Ведь Леонид Ильич приехал в те места, за которые он сражался, будучи политруком.
Избранные места из этого выступления хочется процитировать…
«Трудно передать то волнение, которое вызывает у меня сегодняшняя встреча с вами. Этот день останется для меня одним из самых памятных и дорогих, ибо мне предстоит сегодня выполнить радостную и почетную миссию – вручить городу Новороссийску орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
«С редкостным ожесточением обрушились фашисты на малоземельцев, пытаясь сбросить нас в море… Позади нас было Черное море, а впереди враг. Вначале он имел здесь, по крайней мере, десятикратное превосходство в живой силе и технике. Бывали дни, когда число самолето-вылетов вражеской авиации доходило до двух с половиной тысяч, атаки танков и пехоты следовали одна за другой.»
«Если человеку довелось быть непосредственным участником какого-либо выдающегося события, которым обозначается важнейший рубеж в мировой истории, это остается в его сознании на всю жизнь… Для нас с вами, для моего поколения – (это) Великая Отечественная война».
«…Я не смогу разлюбить новороссийскую землю и ее небольшой, особенно обильно политый кровью советских патриотов кусочек – героическую Малую землю».
«Много раз я был на переднем крае боевых порядков частей на Малой земле. Должен признаться вам, товарищи, что более тяжелых и кровопролитных боев, чем на Малой земле, я, пожалуй, не видел за все четыре года пребывания на фронте… Вспоминается день 17 апреля 1943 года. В этот день фашисты бросили в наступление против наших войск на Малой земле огромные массы авиации, артиллерии и несколько дивизий пехоты. Горела земля, плавился металл, рушился бетон…»
«Я искренне сожалею, что не имею возможности назвать имена командиров всех частей и подразделений, всех политработников. Но всех их, живых и павших, от офицеров до генералов и адмиралов, от политруков рот и политических работников армии и флота, мы хорошо помним…»
По материалам книги «На левом фланге». 1976.