Сложный вопрос

Владимира Николаевича в «Новороссийском рабочем» знают давно. Он был заместителем начальника Управления гражданской защиты населения, возглавлял Службу «112» и всегда давал журналистам дельные комментарии по всем острым ситуациям. Сейчас трудится в компании «Черномортранснефть». И вот мы в гостях у «лучшего папы».

На пороге лучезарной улыбкой нас встречает «солнечный ребенок» Богдан. Со словами «папа, папа» он ведет нас прямиком в свою комнату, показывает тренажеры, боксерскую грушу – все, что папа сделал ему для того, чтобы расти сильным.

– Богдан любит общение, – поясняет хозяин дома. – И старается во всем быть похожим на меня. Мы вместе обливаемся холодной водой, с утра делаем зарядку. И еще он хороший помощник.

Мы усаживаемся на уютной кухне, мама Юлия угощает чаем. Старшие девочки – Настя и Александра – спешат по своим делам.

– Владимир Николаевич, что значит быть хорошим папой?

– Сложный вопрос, – задумывается собеседник. – Если честно, моими старшими детьми я не так много занимался, потому что служил в армии. А это – подолгу отсутствие дома. Когда появились приемные дети – Настя, Саша и Богдан, – я уже больше с ними находился.  Богдан вообще от меня ни на шаг не отходит. Помогает во Дворце творчества проводить занятия с другими детьми.

– А вот об этом поподробнее…

– Несколько лет назад Краснодарская краевая общественная организация «Сообщество многодетных семей «Единая семья» выиграла губернаторский грант «Юный мастер», чтобы научить мальчишек от 7 до 14 лет, в основном из неполных семей, простому мужскому ремеслу, ведь многие даже не знали, как забить гвоздь, не ведали, что такое рубанок. А у меня отец столярничал, и я с детства приучился. Начал обучать новороссийских пацанов. Сейчас, когда грант закончился, все равно занимаюсь с детьми уже как волонтер. В моей группе и девочки обучаются.

Богдан помогает. Сначала он просто приходил там посидеть.  А в последнее время и заготовки делает, и инструментом прилично владеет. Я вижу, как ему нужны эти занятия. Мы сейчас думаем, как дать ему в руки дело, которое сможет в дальнейшем стать его призванием.

Наверное, хороший отец – это тот, кто своим примером показывает, как надо жить, относиться к работе и своей семье. Я ответил на ваш вопрос?

– Вполне!

Чтобы всем хватало

– Судя по всему, вы трудоголик. Сколько должен зарабатывать мужчина, чтобы большой семье на все хватало?

– Это, конечно, по потребностям. Нас с Юлей соседи по даче так и называют – «трудяги». А мы привыкли так жить. И на работе трудиться, и дома, и на участке своем дачном. Для детей это делаем, для своей семьи, для внука, который уже есть, и для тех, что будут. Мы привыкли жить трудом.

– А где начинали работать?

– Я служил срочную службу в городе Гагарине, потом поступил в Рязанское училище связи, а после него по распределению попал в 108-й десантный полк в Майкопе. После возвращения с первой чеченской кампании был переведен в отдельный батальон связи нашей десантно-штурмовой дивизии, где и прослужил до ухода в запас.  Начинал там заместителем командира роты, а закончил командиром отдельной части.  А дальше, вы знаете, устроился на «гражданке» в администрацию города, работал при Владимире Ильиче Синяговском, в целом, все у меня с карьерой получилось.

Они – мои!

– С Юлей мы поженились рано. Когда ей было 22 года, я-то постарше, у нас в семье уже было трое детей: старшая дочь – сейчас она живет в Рязани – и близнецы Вася и Леша, – вспоминает глава большой семьи.

– Я всегда хотела иметь большую семью, – вступает в разговор Юлия. – И однажды мама одноклассницы моей старшей дочери, работавшая в Доме ребенка, пригласила меня туда. Я, если честно, не видела себя в роли приемной мамы. Но когда увидела в детской кроватке крошечную Настеньку, которой было всего 6 месяцев, мы встретились глазами, то сказала: «Она моя!»

– Хорошо, вы приняли решение. А как муж отреагировал? Он-то готов был стать приемным папой?

– Эту тему Юля со старшей дочкой месяца три разрабатывали самостоятельно, – вспоминает Владимир Николаевич. – Я же, когда меня наконец известили, поддержал жену в этом решении. Возможно, потому, что в армии насмотрелся на ребят из неблагополучных семей. И не просто насмотрелся – воспитывал.

Солдат некоторых от тюрьмы приходилось спасать, а других, наоборот, отправлять туда. Зато сейчас выходят на связь те, кого я когда-то наставил на путь истинный. Нормальными мужиками выросли.

– Я благодарна мужу за то, что он всех принял, не каждый мужчина даже своего собственного кровного ребенка примет, если тот родился с инвалидностью. А наш папа – не такой. Вот так у нас, помимо троих своих детей, появились еще трое. Две девочки – приемные. А Богдана мы усыновили.

– Когда Богдан меня первый раз увидел, то бросился через весь коридор бежать обнимать. Да вы и сами видите, какой он ласковый, – делится Владимир Мартынович.

Статус главы семьи надо поднимать

– Какие традиции есть в вашей семье? 

– Помимо воскресных занятий во Дворце творчества, к ним мы и девочек наших приобщаем, у нас есть традиция настоящий самовар ставить, на дровах, с еловыми шишками, приглашать соседей на вкусный чай. Вот вы спрашивали, как отец должен детей воспитывать… А может, и не надо воспитывать, а просто показывать хороший пример? – рассуждает Юлия Мартынович. – Наш папа очень хорошо рисует. И Богдан, я считаю, унаследовал этот дар. Да, именно унаследовал, для этого не надо быть родным по крови. Мы на примере нашей семьи уже это поняли. Каждое лето Настя ездит к своей сестре в Рязань, дочки очень близки. А Богдан очень помогает мне с Васей, нашим старшим сыном, у которого после тяжелой болезни ограниченные возможности здоровья.

Наш Богдан все делает, как папа. В школе рассказывает учительнице, как папа дома борщ готовит, а еще убирает, а еще со штангой и гантелями занимается. А учительница удивляется: «Что же мама-то у вас делает?» – смеется Юлия.

Богдан тем временем еще больше нас смешит, изображая, как мама красит ногти и делает макияж.

– Насколько сложно было участвовать и в итоге победить в городском конкурсе «Самый лучший папа»?

– На конкурс нашу семью выдвинули сотрудники органов опеки и попечительства города, они и готовили нас, поддерживали участников. Всей семьей мы делали ролики, презентации, собирали информацию, что от нас просили. У мужа много наград  за время службы. Орден Мужества, медаль «За боевые заслуги», «За боевое сотрудничество», «Генерал армии Маргелов», – перечисляет мама Юлия. – Такие конкурсы на самом деле укрепляют дух семьи. Ведь сейчас даже в многодетных семьях нередко бывают разводы. Поэтому надо рассказывать об опыте крепких семей, показывать хорошие примеры молодым, а еще поднимать статус папы в многодетных – да и не только – семьях.

Уходя из гостеприимной семьи Мартынович, мы так и не составили списка по пунктам о том, каким должен быть лучший папа. Он просто должен им быть! И все.