Почувствовала глину, поймала дзен

Екатерина Гончарова (это не псевдоним, а реальная фамилия) берет в руки кусок глины и устанавливает ее на гончарный круг. Плотная и неподатливая субстанция сначала не желает слушаться теплых человеческих рук. Я физически ощущаю это противодействие и усилия, которые прикладывает мастер, чтобы сломать гордыню букета минералов. Гончарный круг продолжает свое движение, а руки не сдаются, стараясь подавить сопротивление глины. Мы наблюдаем за этой магией превращения пластичной массы, усмиренной ловкими пальцами, в роскошный кувшин.

– Это было как во сне. Три года я подходила к гончарному кругу, пытаясь начать работать. Мне технику показали, но каждый раз это было как испытание. Головой я понимала, что нужно делать, но сигналы из мозга должны были заставить работать руки. И только на сотый раз у меня получилось. Руки, наконец, соединились с головой. И я стала чувствовать глину, поймала дзен! – вспоминает Екатерина начало своего пути художника по керамике.

Керамистов – полная семья!

Екатерина из династии портовиков. Она говорит, что ее тоже, как и всех в семье, привели на работу в порт. В декретном отпуске появилось время, как говорит она, познавать себя. Однажды молодая женщина попала на мастер-класс по гончарному делу, где вылепила свою первую кружку.

– После мастер-класса у меня появилась масса вопросов по гончарному делу. Я стала искать коллег по ремеслу, а в порт не вернулась. Познакомилась с семьей керамистов из Славянска-на-Кубани Курлянчиковыми. Сегодня семья в полном сборе в гостях в новороссийском сообществе.

Мы знакомимся. Антон Курлянчиков – мастер по керамике, художник и дизайнер посуды. Анастасия, его сестра, мастер-декоратор, брат Максим – техник-керамист, супруга Антона, Татьяна, тоже художник-керамист. Даже мама семьи Светлана Михайловна помогает изготавливать поделки из глины. Антон Курлянчиков – один из организаторов фестиваля традиционных ремесел «Кузнечное дело Кубани», который проходит в Мезмае в августе, отвечает за керамическое направление. Он собирает мастеров со всего края и является одним из самых авторитетных экспертов по керамике.

Интересуюсь, что нового было на фестивале ремесел в этом году? Специалисты по гончарному делу состязались в изготовлении традиционной глиняной посуды. И впервые в нем приняли участие художники из Новороссийска такой заметной командой – Екатерина Гончарова, Карина Филипская, Мария Колесникова. Домашним заданием фестиваля для керамистов стало изготовление квасника.

Карина Филипская, начинающий гончар из Новороссийска, делится впечатлениями от своего дебюта на том фестивале. Традиционный квасник, говорит она, это сложное изделие, состоящее из множества элементов. Отдельно изготавливается носик, ножка, ручка, крышечка, затем все части нужно собрать в изделии и задекорировать его. Новороссийские квасники оценили на фестивале дипломами.

На новые кувшины слетались пчелы

На фестивале «люди огня» делились опытом, учились старинным технологиям. Мастер-класс по созданию декоративного эффекта на посуде, который дает техника «медового раку», стал для многих участников настоящей бомбой.

– Для создания такого эффекта на глиняной посуде мы использовали горный мед, – рассказывает Антон Курлянчиков. – Он льется струйками, каплями пригорая на кувшине, оставляя неповторимый углеродный след. Посуда получается со своим эксклюзивным орнаментом. Это было невероятно: пахло жженым медом, пчелы подлетали и садились на кувшины… Получилось эффектное шоу и, в то же время, интересная посуда.

Антон Курлянчиков озвучивает цель такого фестиваля искусств – популяризация в крае традиционных технологий изготовления посуды, сохранение древних традиций, приучение людей к ручному труду. Кузнецы, например, на этом фестивале варят металл без сварки и склепывают без клепок, демонстрируя исключительно древние технологии.

Антон констатирует, что с каждым годом интерес к ручному труду растет, растет и число керамистов. Если пять лет назад их можно было посчитать на пальцах одной руки, то сегодня их на Кубани человек тридцать. Появляются мастерские, спрос на авторскую посуду, мастера получают гранты под покупку оборудования. Да и все больше простых людей желают попробовать себя в этом мастерстве.

Бери мужа, садись за круг

– И неважно, как человек пришел к этому увлечению, – рассуждает Екатерина Гончарова. – Важно, что глина – это лекарство. Когда человек работает за гончарным кругом, он успокаивает нервную систему, это как медитация.

Екатерина получила параллельно диплом психолога и уверена, что работа в мастерской с глиной сродни психологической разгрузке.

– И неважно, что вас привело в гончарное дело: любопытство ли из детства или желание сделать что-то своими руками. А может, как многим, захотелось поработать на гончарном круге вместе со своей «второй половинкой», как герои Патрика Суэйзи и Деми Мур из фильма «Привидение». Важно взять в руки глину и попробовать что-то сделать. Невероятные ощущения, – убеждена Екатерина Гончарова, демонстрируя мне вазы ручной работы, кувшины и стаканы.

Светлана Михайловна, самый взрослый человек за нашим столом, рассказала, как она заметила у сына интерес к творчеству. Может, это будет интересно нашим читателям, воспитывающим детей. Пока отец клал печи, пятилетний сын Антон лепил из глины фигурки. Это занятие надолго увлекло мальчишку, и он, надо отметить, достиг в лепке мастерства. Светлана Михайловна стала подыскивать учебное заведение для выпускника школы, нашла художественно-промышленный колледж в Пятигорске (бывший Пятигорский филиал Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова). Так керамика навсегда вошла в жизнь Антона Курлянчикова. Затем он окончил институт культуры в Краснодаре, возглавил лабораторию керамики в «Сириусе». А сейчас он один из организаторов фестиваля в Мезмае, куда заманивает керамистов и других мастеров, работающих в народном стиле. Кстати, и участие в фестивале, и вход для зрителей свободный.