Журналисты «НР» познакомились с известным человеком в мире боевых искусств на Суджукской косе, где Юрий занимался вместе со своим сыном Валерием. Необычная техника и скорость ее исполнения заинтересовали нас
Боевыми искусствами «дышу с детства»
– Как вы попали в Новороссийск?
– Впервые я приехал в Новороссийск еще ребенком, с мамой, чтобы отдохнуть на море. Как поется в песне Утесова, «есть море, в котором я плыл и тонул, но на берег вытащен, к счастью. Есть воздух, который я в детстве вдохнул и вдоволь не мог надышаться». Именно так произошло и со мной. Четырехлетнего мальчишку накрыло волной, и я чуть не утонул. К счастью, это вовремя заметили и благополучно откачали. Так воздух Новороссийска стал для меня воздухом жизни.
И когда я вновь приехал в Новороссийск, то, едва вдохнув этот воздух снова, решил остаться здесь жить. До сих пор как минимум четырежды в день я восхищаюсь Новороссийском вслух.
– В 12 лет я увидела фильм с Брюсом Ли «Путь дракона» и поняла, что я должна научиться драться так же, как и он. А как вы пришли в мир боевых искусств?
– Этим я тоже дышу с детства. В четыре посмотрел по телевизору фильм про шпионов. И там главный герой напал на полицейского, а тот – раз! – и ловко перебросил его через спину. Это так меня впечатлило, что потом в детском саду все пытался отработать этот бросок на своих приятелях. Конечно, не получилось. Но эта незавершенность засела в голове, как гвоздь. В школе я пошел в секцию дзюдо. Затем были подпольные занятия карате. Даже в армию постарался попасть в десантные войска – специально для этого ходил на парашютные курсы.
После армии я поступил в МГИМО, где продолжил свои занятия самбо и дзюдо. В стране начался бум боевых искусств. Начали приезжать преподаватели из Китая и Кореи. Тогда стал заниматься тхэквондо, дошел до черного пояса.
Но мне всегда хотелось докопаться до самых истоков. Так я и начал изучать традиционные системы, сравнивая и отбирая их с точки зрения практического применения.
Главное – самооборона
– Изданная в 90-х ваша книга «Да-цзе-шу – искусство пресечения боя» имела колоссальный успех. В чем секрет этого успеха?
– В ней я дал ответы на многие вопросы, которых до меня никто не освещал. Во всех учебниках по ушу и карате было показано, как держать руки, как стоять. Но зачем это делать, почему это выгодно и как один прием связывается с другими, образуя систему, – вот этого до меня не писал никто. До сих пор эта книга считается одной из лучших книг по боевым искусствам, написанных на русском языке. Хотя сейчас, по прошествии 30 лет, я, конечно же, многое написал бы иначе.
– Меня в боевых искусствах восхищает мощная философия. Кроме техники ведения боя, есть свод правил, который направляет бойца, учит его правильно жить. А что вас привлекает больше всего?
– В боевых искусствах философия проста: заботьтесь о здоровье. Даже рукопашный бой, которому мы обучаем, – это тоже забота о здоровье. Любой традиционный стиль кунг-фу – это, прежде всего, методы обретения здоровья и силы. Сила – важнейший показатель здоровья, который мы взращиваем годами. Приемы рукопашного боя – это лишь способы эту силу применить.
Точно так же, через самооборону, можно понять смысл многих движений и усилий, которые потом применяются в лечебных практиках. Главная задача моей жизни – сохранить и передать традиционное боевое искусство в его истинном полном виде, где методы укрепления здоровья и методы защиты здоровья всегда неразрывно связаны.
Работа в этом ключе свела меня с Сергеем Козловым, преподавателем боевых искусств, богом тактики, отличным командиром. Вместе с ним мы написали и издали в начале двухтысячных книгу «Азбука телохранителя». Сергей писал о тактике, а я отвечал за рукопашный бой.
Телохранителей учили с нуля
– Книга тоже имела успех. Чему вы учили в ней людей, выбравших такую опасную профессию?
– В конце девяностых заказные убийства и уличные нападения на бизнесменов стали серьезной проблемой. Возникла потребность в профессиональных телохранителях. Начали повсеместно открываться агентства и школы, где их обучали.
Многие инструкторы и, что самое главное, хозяева этих агентств плохо представляли себе, какими же знаниями и умениями должен владеть телохранитель. Во многих преподавали спортсмены, которые не имели никакого опыта за пределами ринга или татами.
Между тем для обучения охраны спортивные навыки малопригодны, а зачастую прямо противоречат тому, что должен делать телохранитель. И вот тут традиционные системы получали свой козырный шанс, потому что практически все старинные школы создавались именно для обучения охранников и телохранителей. Было даже целое сословие «бяоши» профессиональных охранников. Именно в этой среде развивалось и процветало традиционное кунг-фу.
Учителю скажу спасибо
– Кого вы считаете своим учителем?
– У меня было много учителей. В начале эры боевых искусств приходилось искать и пробовать все буквально на ощупь, переходя из школы в школу.
Кстати, у китайцев нормально знать несколько стилей и иметь несколько учителей. Это не уменьшает ценности никого из них.
Я могу назвать имя человека, который вывел меня на новый уровень. Это Ю Даньцю, патриарх стиля минхэ-цюань – «кличущий журавль». Этот стиль является ключевым для многих боевых искусств южного Китая. От него произошли все виды карате. Я начал изучать минхэ-цюань под руководством британского мастера Боба Хонибалла, у которого в 2010 году получил свой первый сертификат. А в 2016 году у меня появилась возможность поехать в китайский город Фучжоу – на родину этого стиля – и научиться этому стилю кунг-фу у самого его патриарха, то есть из самого-самого первоисточника. Именно минхэ-цюань я и практикую сегодня и рад буду поделиться секретами этого искусства со всеми желающими. Популяризирую этот стиль в Новороссийске.
Заставить отказаться от атаки
– Честно говоря, слышу об этом стиле впервые. Расскажите о нем подробнее.
– Это стиль традиционного кунг-фу. Что в нем есть? Да все в нем есть! Любой традиционный стиль учит использовать броски и удары, действовать руками, ногами, палками и любыми подручными предметами.
Важное отличие «кличущего журавля» в том, что для нас главное – не обмениваться ударами с противником, а не позволить ему бить вас, помешать ему выполнять то, что он умеет, что он долгое время нарабатывал. Противник как бы «увязает в болоте», по которому журавль ходит, не проваливаясь. Техника минхэ связывает агрессора по рукам и ногам, делает его беспомощным и заставляет отказаться от попыток атаковать вас. Это квинтэссенция самообороны. Древний китайский стиль минхэ специализируется на ближнем бое и позволяет работать в узких местах – лифтах, лестницах. Многих этих приемов не знает ни один спортсмен, ведь они незаметны, незрелищны.
– А сейчас в России есть интерес к этому боевому искусству?
– К сожалению, минимальный. Моя задача – вернуть утраченный интерес к кунг-фу. Потому я стараюсь давать четкие и конкретные инструкции, излагать методику ясным и понятным языком.
– Юрий, вы вырастили сына Валерия. Он тоже стал мастером кунг-фу. Поделитесь со мной, матерью бунтующего подростка, как заставить сына заниматься физкультурой. Как увлечь единоборствами?
– Секрет прост: ребенок учится не тому, что вы говорите, а тому, что вы сами делаете. Валера малышом приходил в мой зал, где я тренировал людей, и просто был рядом. Играл. В восемь лет он уже стал тренироваться вместе со всеми. И вот так, играючи, вырос инструктор. Он не просто сын, он мой напарник, мы вместе с ним тренируемся, снимаем обучающие видеоролики для нашего канала.
Очень важно передавать детям свой жизненный опыт. Мы же живем ради этого! Дети – наше продолжение. И если сын не идет по стопам родителя, значит, опыт, который ты накопил, пропадает впустую. Ну, а у нас как раз все наоборот. Если мой сын уже в молодости знает все то, что знаю я, то и жить ему будет легче, и пройти по Пути он сможет еще дальше.
В этом смысл нашей жизни. В этом смысл кунг-фу.