Всероссийский уровень
Когда супруга Александры Тузовой мобилизовали, женщина не смогла сидеть сложа руки. Вместе с такими же женами бойцов в конце 2022-го она организовала небольшой цех по изготовлению сухого душа. Недолго думая, женщины назвали свое объединение «Zамужем».
– Начинали с двух пластиковых столов, мисок и средства для изготовления сухих душей. Я, подруга, у которой тоже мужа мобилизовали, наши дети, – улыбается Александра, глядя на рамку для плетения сетей, установленную в помещении штаба Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья городского новороссийского казачьего общества. – Теперь у нас большая команда из надежных, неравнодушных людей. Мы не только сухие души делаем, но и плетем сети, шьем одеяла, под которыми ребят не видят тепловизоры, собираем и возим за «ленточку» гуманитарку. В ближайшее время наше волонтерское объединение станет НКО «Замужем». Это необходимо для работы с предприятиями-меценатами, а также позволит принимать участие в конкурсах на гранты.
За два года производство выросло в объемах, расширило «ассортимент», вышло на всероссийский уровень взаимопомощи. Про девчат из «Zамужем» знают не только в родном Новороссийске, но и в Москве, Питере, Челябинске, на Камчатке. Воины из этих регионов теперь надежно скрыты от глаз врага их маскировочными сетями и одеялами.
Казаки пришли на помощь
Основной штаб «Zамужем» находится в селе Глебовском, переулок Мирный, 2, но из-за удаленности от города ездить туда могут не все. Александре Тузовой много раз поступали от людей просьбы открыть помещение где-нибудь в Новороссийске. И наконец-то это стало возможным благодаря дружеским отношениям с казаками.
– С девчатами из «Zамужем» мы знакомы давно. Оказываем друг другу всяческую помощь, ведь только вместе, объединившись, можно выстоять и победить. Мы не делим бойцов на своих, новороссийских, и чужих, из других регионов. Они все наши! – говорит атаман сотник Игорь Владимирович Гусаков. – Предложили Александре помещение у нас, на улице Куникова, 58а, и она согласилась. Осталось тут ремонт доделать, наладить вентиляцию, чтобы работать было комфортно. Но все это мелочи. Главное, что рамка для плетения сетей стоит и материал есть, так что все желающие уже сейчас могут присоединиться.
Ходовой размер
— Александра, много надо времени, чтобы освоить это ремесло?
– Три минуты. Достаточно просто рядом постоять и посмотреть. Ничего сложного в этом нет.
Сети плетутся из материала под названием спанбонд. Его Александра закупает на заводе в Краснодаре. Стоимость одного рулона для физического лица – 2,5 тысячи рублей. Для юридического – дороже. На изготовление четырех сетей размером 3 на 6 метров уходит три рулона спанбонда.
– Мы делаем сети 3 на 6 метров, потому что это самый ходовой размер. Если надо больше, то ребята на передовой их уже скрепляют между собой веревками или пластиковыми хомутами. Но бывают и спецзаказы. У одной из девочек муж танкист. Для него плели сеть 6 на 12 метров, чтобы танк укрыть.
Дело мужа
Муж Александры Тузовой был мобилизован осенью 2022-го. Он не пытался «откосить». На СВО провел почти год, а потом его комиссовали из-за проблем с сердцем. Вместо того чтобы посвятить время восстановлению здоровья, Алексей Тузов начал возить гуманитарку за «ленточку»: не в боях, так хоть так помочь пацанам.
В январе 2024-го сердце мужчины остановилось, а Александра еще больше ушла в волонтерство. Несмотря на наличие трех детей, сама ездит на «передок»:
– Мы здесь не можем без них, а они там не могут без нас. Поверьте, каждое детское письмо, каждая масксеть, пакетик с сухим душем, одеяло, упаковка сухого борща – приближают нашу победу. Да, СВО идет уже третий год, все устали, но нельзя останавливаться.
– Бывает у вас состояние, когда хочется все бросить?
– Нет. Даже когда сборы средств останавливаются, все равно руки не опускаю. Я не обижаюсь на тех, кто абстрагировался от всего происходящего, кто считает, что его это не касается. Они просто не были там. И то, что их пока не касается, так это заслуга ребят в окопах. Кроме того, у нас же такая команда собралась! Как можно из нее уйти? Мы все сроднились.
Всем миром
Команда у «Zамужем» действительно замечательная. Для раскройки лент для масксетей используют специальный станок. Идею Александра подсмотрела в интернете, а умельцы из Верхнебаканского воплотили ее в жизнь. Станок стоит в Глебовском, как и стол для раскройки одеял.
После нарезки полос материала для сетей мешки с ними забирают три Петровны – сестры-пенсионерки Галина, Ольга и Наталья. Они дома ловко делают надрезы на лентах, так сказать, придают им «пушистость».
Далее к делу приступают мастерицы-плетельщицы.
– У нас есть активная помощница, Люба из Абрау-Дюрсо, – рассказывает Александра. – Она за день может сама одну-две сетки сплести. Все пальцы стирает в кровь. Мы ее притормаживаем, что надо и себя поберечь, а она в слезы: «Как же можно? Там дроны! Ребяток укрыть надо!»
Костяк
Ирину Огнерубову за глаза в группе называют «Ирина – дай денег», но она не обижается: не для себя просит, для общего дела. В «Zамужем» она пришла из другой волонтерской группы. Приехала перенять опыт изготовления сухих душей, да так и осталась. Теперь, помимо плетения сетей, ведет соцсети, объявляет и контролирует сбор средств.
– У меня на СВО никого нет, – рассказывает свою историю Ирина. – Но есть мама, Лидия Федоровна Краснокутская, которой 90 лет и которая в детстве на себе узнала, кто такие нацисты. И в своем возрасте мама не может оставаться в стороне. Она делает сухие души и очень расстраивается, когда на закупку материалов для их производства не хватает средств.
Людмила Иванова – главная по Глебовскому штабу. Ее муж с мая 2022-го находится на СВО.
– Когда любимый уехал, очень переживала. Искала людей, которые ездят на передовую, кто сможет ему что-то передать. Очень обрадовалась, когда в Глебовке, совсем рядом с моим домом, открылся штаб «Zамужем». Теперь вместе собираем помощь, упаковываем и передаем на различные направления. А сети вообще отдельная тема, они меня буквально затянули, каждую свободную минуту им посвящаю.
Под куст и цвет
Пока мы беседовали, женщины сплели часть сети, которая в скором времени уедет на Херсонское направление.
– Я сама там часто бываю и знаю, что круглый год вокруг песок и сосны, так что сети плетутся туда в бежевых и темно-зеленых тонах, – поясняет Александра выбор цвета лент. – Когда поступают заказы оттуда, где не была, просим ребят прислать фото местности, чтобы оптимально подобрать цвета. Мы не вплетаем в сети ветки, траву. Во-первых, это увеличивает время производства, а нам дорога каждая минута. Во-вторых, даже на одном направлении парни могут стоять в разных «декорациях», так что, если им надо, они доработают сеть на месте.
Видите, на стене висит белая зимняя сеть. Это с прошлого года осталась, не понадобилась, так как снега ни на одном направлении толком не было. Что будет в этом году – увидим, наплетем.
Всегда на связи
Второй штаб «Zамужем», на улице Куникова, 58а, ждет единомышленников. Если у вас есть время и желание помочь – приходите, только предварительно позвоните.
Также по указанным ниже номерам вы можете узнать, на какое оборудование, материалы идет сбор средств, какие вещи, инструменты нужны. Девчата из «Zамужем» говорят, что их телефоны включены 24/7.
Александра: 8-988-765-03-59
Ирина: 8-918-647-97-02
Людмила: 8-988-139-97-18
Адреса штабов «Zамужем»: с. Глебовское, пер. Мирный, 2.
Новороссийск, ул. Куникова, 58а.