Здесь не жили, а служили

День археолога, который профессионалы отмечают сегодня, 15 августа, хорошие знакомые «НР» под руководством Алексея Малышева встретили, как и положено, на раскопках. Напомним, этот уникальный объект можно посещать свободно и в любое время. Бесплатно.

А вот и находка! – волонтер этой экспедиции, Игорь Кузин, сотрудник отдела археологии Новороссийского исторического музея-заповедника, поднимает из россыпи камней глиняный фрагмент венчика кувшина. Только профессионал может идентифицировать это как ценность! Я бы прошла мимо и даже не обратила бы внимания на терракоту, затерянную в пыли.

Игорь Кузин в куске песчаника увидел голову утки.

 Специалист по древним текстам, искусствовед Института археологии РАН (Москва) Лилия Иванова склоняется над оранжевым кусочком, стараясь определить его уникальность. Венчик бережно укладывают в коробку с находками. Их пока немного. А много и быть не может. Алексей Малышев знает, с чем имеет дело. Мы находимся на раскопках сигнально-сторожевой башни рубежа эр. Военный объект, можно сказать.

– Жить в этом месте и вести хозяйство две тысячи лет назад было невозможно. Скажем по-современному, здесь работали «вахтовым методом», – говорит Алексей Александрович, изучая то, что удалось волонтерам-археологам сделать за этот рабочий день.

Цоколь «сплели» из камня

Волонтеры расширяют контур башни в форме квадрата. Я любуюсь аутентичной кладкой внутренней стены башни, которая разделяет помещение на две камеры.

– Кладка сделана профессионально и экономично, – оценивает работу древних строителей Малышев. – Они использовали для возведения стен наш песчаник, по форме – плитняк. Причем намеренно выбирали мелкий камень, укладывая плиточки в шахматном порядке так, чтобы кладка держалась.

А еще небольшие камни проще было натаскать с каменоломни. Откуда именно брали плитняк, археологи пока не знают. Да его полно в лесу.

Удивительно, что эти стены дожили до наших дней, невзирая на сейсмическую активность этого района, склоновую деформацию и вандализм.

Волонтеры делают перерыв, чтобы попить воды. В десять утра работать лопатой уже жарко. Разговорились с Игорем Кузиным, он мой хороший знакомый, герой многих публикаций «НР». Он взял на работе отпуск и отправился волонтером в эту экспедицию. Летом приятно поработать на свежем воздухе, говорит. Нужно отдать ему должное, Игорю везет. За два дня уже две находки – фрагмент лепного сосуда и, вот, венчик кувшина. Наметанный взгляд реставратора видит то, что недоступно непрофессионалу.

– Это очень интересный объект, первый в Новороссийске музеефицированный памятник археологии для туристического показа, – говорит Игорь Кузин. – Мы много лет говорим, что Новороссийску нужны такие музеи под открытым небом. И вот он появился благодаря инициативе «Центра туризма Абрау-Дюрсо» и поддержке учредителя Фонда развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо» Бориса Титова. Замечательный комплекс. 

Секретная добавка древних строителей

Эта башня – яркий образец сырцово-каменной архитектуры античного периода. Снизу стены башни сделаны из песчаника (плитняка), а сверху выложены из сырцового кирпича.

Древние строители владели такими уникальными технологиями строительства, которые современным людям и не снились. К примеру, с водоотталкивающей целью в глиняную «штукатурку» добавляли конскую мочу, а лошадиный навоз был важной составляющей для производства сырцового кирпича, из которой составлена верхняя часть башни.

– По тем временам производство сырцового кирпича было из разряда передовых технологий, – продолжает Алексей Малышев. – Местные племена ими не владели. Они жили в турлучных постройках – это плетень, обмазанный глиной. Это продвинутые боспоряне привозили сюда сырцово-каменные технологии. Античные строения, найденные нами, имеют более стройные линии, они предполагают горизонты и вертикали.

Жаль, что сейчас нет туристов, они бы могли услышать из уст самого руководителя экспедиции, как выглядела эта башня две тысячи лет назад (кстати, археологи сделали ее примерную реконструкцию, она представлена здесь в виде аншлага). Ее высота – 9-10 метров, общая площадь – около 400 квадратных метров. Мы стоим у входа, располагавшегося с южной стороны. Здесь было хозяйственное помещение, может, хранилище, вероятно, тут же располагались и лошади. В те времена пешком было не находиться, замечает ученый.

 В восточной части башни находилась лестница, ведущая наверх. На втором этаже короткое время, неся службу, жили люди, сверху за окраинами. На самом верхнем уровне с этой целью располагалась смотровая площадка. Крыша башни была сделана из хвороста и обмазана глиной – фрагментов черепичной кровли археологи не находят вообще.

Близнец где-то рядом!

Со смотровой площадки башни открывался вид на Абрау и на вторую башню, которая находилась по другую сторону озера. Как было бы здорово реконструировать сразу две башни! Тогда бы в Абрау-Дюрсо появился полноценный комплекс.

– Вокруг Новороссийска – в Абрау-Дюрсо, в Натухаевской, в Раевской, в Гайдуке, Кирилловке, Цемдолине, Широкой Балке – мы насчитываем около трех десятков подобных строений. Это типовые объекты, квадратные или прямоугольные. Их назначение – сигнальные и фортификационные сооружения, – говорит Малышев. – К сожалению, практически все они разрушены, застроены. Но надежда восстановить их и сделать объектами туристического показа еще остается.

Раскопки в Абрау-Дюрсо продлятся до конца августа. Руководитель экспедиции признался, что есть искушение полностью открыть все уцелевшие стены целиком. Чтобы показать объект туристам во всей красе. 

– Но тогда встает вопрос: как возможно сохранить башню от стихии зимой? Если случится подобный прошлогоднему «шторм века» или сильный ливень, башня может быть повреждена или размыта. Тогда нужно будет строить навес, – рассуждает Алексей Александрович.

Спешите видеть

Но это детали. Главное, что туристический объект ожидает любителей истории и старины. Осмотреть башню можно, подъехав к ней на автомобиле. Она находится за озером Абрау по дороге на Лиманчик слева, рядом с кемпингом.