Чья это улица?

Проселочная дорога. На обочине всего-то четыре дома. Это новый район города-героя. Люди только строятся, поэтому табличек с названием улицы здесь еще нет, их попросту не к чему крепить. У крыльца крайнего дома корреспондент «Новороссийского рабочего» увидела женщину.

— Простите, это улица Сержанта Ильи Ягодкина, верно?

— Да. Нам название дали только перед Новым годом.

— А вы знаете кто это?

— Я сама приезжая. На работе у коллег спрашивала, кто такой Илья Ягодкин, но никто ответить не смог. Наверное, какой-то герой Великой Отечественной.

— Вы правы. Герой. Только СВО…

Ул. Сержанта Ильи Ягодкина

По-соседски

Родился Илья на Дальнем Востоке. В школе занимался гиревым спортом и борьбой, а, окончив учебу, ушел в армию, да так там и остался, подписав контракт.

Службу мужчина нес в различных частях, обучаясь все новым и новым премудростям военного дела. В 2008 году, участвуя в одной из контртеррористичеких операций, был контужен и тогда же впервые узнал, что такое боль потери товарища. Сильно переживал. Решил, что как бы не сложилась служба в дальнейшем, должен делать все возможное, чтобы спасти жизни тех, кто рядом. Сам-то он — фартовый.

В 2011-м году Илью Ягодкина перевели служить в Новороссийск – в 108-ой гвардейский десантно-штурмовой полк. Здесь, в городе-герое, он и нашел свою судьбу – горячо любимую Нелли.

Первый раз встретились на улице, мимоходом, у подъезда, — начала рассказ Нелли, грея руки о кофейную чашку. – Я сразу обратила внимание на его зеленые глаза. Он, наверное, тоже что-то почувствовал, потому что вскоре обратился за помощью именно ко мне. Было это на День пограничника. Ему, для поступления на службу в ФСБ, требовалась характеристика от соседей. Меня в нашем доме знали, а вот его, квартиросъемщика, нет. Внимательно изучила документы, написала характеристику от себя и обошла с ним соседей. Думала, на этом наше знакомство и завершится, какое счастье, что ошибалась.

Любимые девочки

Нелли одна воспитывала двух дочек. Всю себя посвящала детям и о личной жизни не думала. К тому же младшая – особенная. Кому она нужна с такими проблемами? А вот Илье оказалась нужна. Когда он ее увидел на детской площадке с девочками, то не отвернулся, не постарался скорее уйти, а подошел и с улыбкой глядя на годовалую кроху, спросил: «Она пойдет ко мне на ручки?». Нелли так растерялась, ведь привыкла к другой реакции окружающих, что смогла лишь кивнуть. Илья присел перед маленькой Анечкой и начал ей что-то говорить, после взял кроху на руки, прижал к себе, словно она была его самым дорогим человечком.

Анюта до сих пор не знает, что Илья погиб. В ее особом мире нет смерти. Она просто часто подходит к входной двери, прижимая к груди его фотографию, и ждет. В такие моменты мне особенно тяжело, — вытирает слезы Нелли. — Недавно, попросила старшую дочь переслать мне голосовые сообщения от Ильи, чтобы сохранить их. Я знаю, что они общались. У них были близкие дружеские отношения. Он отправил ей больше 200 голосовых. Илья всех нас очень любил.

ЧеГевара — человек-война

Когда началась СВО, сержант Илья Ягодкин уже почти два года работал на гражданке. О мобилизации тогда речи не было, и мужчина принял решение уйти на передовую добровольцем.

 «Служил срочку. Ближе к окончанию срока, осенью 2021-го, меня стали уговаривать заключить контракт. Подписал. Честно, за год в армии автомат всего пару раз в руках держал. Началась СВО и меня туда отправили. Страшно и не понятно. А потом, через два месяца увидел его. Здоровый, с рыжей бородой, уверенным взглядом. Человек-война с позывным ЧеГевара. Понял: если хочу выжить, надо держаться его. Чига научил всему. Мы вместе ходили в глубокий тыл врага. Вместе обходили минные поля, отбивали атаки. Бывало, ругался очень, требовал. Он просто хотел, чтобы мы выжили».
Боец с позывным Турик.

Два измерения

Чига никогда не жаловался. О буднях на передовой рассказывал жене шутя, присылал смешные фото, где он улыбался. И любил повторять: «Любимая, не волнуйся, я обязательно вернусь!». Потом только Нелли узнала из рассказов сослуживцев мужа, как все было на самом деле им приглажено. Выживать там было ох, как непросто.

Когда Каховскую ГЭС взорвали, Илья как раз в отпуске был, – вспоминает Нелли. – Он не должен был приехать, но в последний момент что-то поменялось. Узнав новости о том, что там все топит, муж спать не мог. Ночью встала, а он на кухне сидит и, не моргая, в окно смотрит. Переживал, как там его пацаны, успели ли эвакуироваться. Успокоился, лишь когда ротный на связь вышел и сообщил, что все живы.

До окончания отпуска Илья жил словно в двух измерениях. Физически обнимал любимую и дочек, а в голове гонял рой мыслей, что им там, на островах, сейчас предстоит совершить невозможное – первыми зайти на позиции и удержать их.

После потопа

По грудь в грязи парни смогли пробраться к наблюдательному пункту и занять его.

Первая неделя после потопа была тяжелой. Еду приготовить не могли из-за грязных рук. Питьевую воду экономили. Она там в то время дороже золота ценилась. Черным у ребят было даже нижнее белье. Кругом антисанитария, ведь Днепр, вырвавшись из плотины, поглотил сотни животных, размыл скотомогильники и кладбища… В адских условиях наши парни разминировали размытые минные поля, отбивали атаки врага и держали оборону.

Мы все время были на связи, – Нелли замолкает. Понимаю, что подошли к самому страшному. Не тороплю. – Он позвонил вечером по видео. Его сменили и привезли помыться, одежду постирать, а утром обратно на острова. Тогда мы проговорили 40 минут. Похудевший, такой уставший. В глазах была какая-то смесь грусти, тоски, обреченности, но при этом воинская стойкость. Мы говорили обо всем, как обычно, но его взгляд… Знаете, Илюша словно пытался запомнить меня, словно каждое слово впитывал кожей.

Ангел Хранитель

29 июня, рано утром, они поговорили по телефону. В 8.35 от Ильи пришло голосовое: «Как я тебя люблю. Просто обожаю». В 10.35 абонент последний раз появился в сети.

О том, как ее муж провел свой последний бой, Нелли узнала от его сослуживцев. Было около 100 прилетов. Наши ребята поднимали коптеры, но позиции врага видны не были. Для запроса поддержки требовались точные координаты. Илья решил выманить врага на себя. План сработал. По нему били из пулемета и это не оставило шанса выжить. Но укрофашисты выдали свои позицию и были разгромлены точным танковым ударом. Сержант отдал жизнь, чтобы спасти своих.

О том, что любимый погиб, я узнала в 17.00. Как-то даже не поверила в сообщение, он же фартовый… — Нелли вытирает слезы, — Столько раз выбирался из передряг, выводил пацанов из окружения, когда их уже «списали», добывал важные сведения в глубоком тылу врага… Он ведь так и не оставил своих. Ни тогда, ни сейчас. Многие его подчиненные признавались мне, что Чига, словно Ангел Хранитель, всегда с ними рядом. Были случаи, когда он приходил к ним во сне и ругал за что-то, точно будил. Парни просыпались, а через несколько минут атака. И этого времени хватало нашим, чтобы подготовиться и выжить.

Я, как мы все, ждем окончания СВО нашей победой, чтобы мой муж наконец-то смог обрести покой. Он остается воином даже после смерти. В невидимом безмолвном строю, на защите всех нас.