В дальнейшем ее планируют направить в Законодательное собрание края. Эту инициативу на заседании комитета городской Думы по вопросам промышленности, экологии, транспорта и связи под председательством Виктора Озерина представила начальник отдела экологической безопасности Ирина Панченко.

Речь об изменении ПДК идет давно. Горожане регулярно жалуются на резкие неприятные запахи в воздухе. Но на большинство обращений к властям, в контролирующие органы приходит ответ, что предельно допустимые концентрации не превышены, а, значит, вреда для здоровья нет. Однако в соцсетях новороссийцы рассказывают о том, что у них кружится голова, учащаются приступы аллергии, приходит тошнота. Очень многие уверены, что нынешние ПДК явно вредят здоровому образу жизни. И что существующие нормы нужно обязательно ужесточать.

Мы в 2020 году уже обращались в Законодательное собрание края с предложениями установить индивидуальное для муниципалитета нормирование, — рассказала Ирина Панченко. – Но изменения нужно вносить в федеральный закон. Депутаты ЗСК должны были выйти с соответствующими предложениями в Госдуму. Только тогда все остановилось.

Сейчас этот вопрос поднимается снова. Предлагается на законодательном уровне понизить ПДК для характерных для нашего города загрязняющих веществ. А характерны для Новороссийска меркаптаны, диоксиды азота, формальдегиды, взвешенные вещества, пояснила Ирина Панченко.

В случае снижения ПДК для предприятий автоматически увеличится государственный сбор НВОС – за негативное воздействие на окружающую среду и будут пересмотрены лимиты по уже выданным разрешениям.

В отделе экологической безопасности просчитывали, как изменится НВОС на примере одного из предприятий. Оплата повысится не намного. Сейчас общая сумма за негативное воздействие, которую собирают в Новороссийске, составляет порядка 30 миллионов рублей. При изменении ПДК она вырастет примерно на 4 миллиона рублей. При этом для внесения изменений в федеральный закон требуется предварительная проработка научными институтами, которая длится не один год. Все ПДК утверждаются главным санитарным врачом.

Когда мы дошли до расчетов, у нас появились сомнения, — делилась Ирина Панченко. – С одной стороны это хорошо. Снизится ПДК – будет стимул для предприятий снижать вредные выбросы и применять в производстве новейшие технологии. С другой стороны, мы не понимаем, как инициативу воспримут на федеральном уровне.

Для большинства депутатов, которые участвовали в обсуждении инициативы, важно было, чтобы у предприятий появился стимул для снижения вредных выбросов. Но не для всех. Депутат Екатерина Демченко выразила свое отдельное мнение.

Вопрос о ПДК давний. Инициативные группы граждан по этому поводу писали в различные инстанции. Но эта инициатива может быть рассмотрена в том ключе, что мы пытаемся выкручивать руки бизнесу, — предположила Екатерина Демченко.

—  Мы изучали выбросы в плане запахов. Выбросы всегда ниже ПДК. В целом по городу бывает только два-три раза в год, когда этот показатель превышен, — продолжала депутат. —  За это выплачиваются штрафы. Со стороны города не совсем корректно выступать с такой инициативой.  Ведь поступления в консолидированный бюджет от таких предприятий, как КТК и “Черномортранснефть” и других, составляют около 50 млрд. рублей.

С этим мнением не согласилась депутат Наталья Боровская.

Я могу показать видео, на которых видно, как цемент сыплется на дома и машины. И утром машины надо отмывать уксусом. А когда обращаешься в экологические ведомства, там говорят, что это разрешенные нормы выбросов. Я не хочу, чтобы на меня столько всего выбрасывали…

Предприятия отсюда никуда не переедут, поэтому ничего страшного с бизнесом  не случится, поддержали коллеги Наталью Боровскую. Попытка внести в федеральный закон изменения —  не пытка. Финансовая прибавка действительно будет не велика, заметил Виктор Озерин. Зато у предприятий появится стимул заниматься вопросами экологии… Это важно для города.