«НР» оценил достоинства пляжа в Мысхако, «Нептуна», Алексино. Теперь идем в центр города.
На городской пляж я собралась часам к 14, выбрав пятницу. Жара. Припарковаться – нереально. Выручил водитель «Газели», который как раз выгрузился у магазинчика и освободил мне место.
Несмотря на жару, достаточно много отдыхающих. Детей и подростков привлекают высокие волнорезы, с которых можно нырять в море. Взрослые стараются расположиться в тени. Пляж оборудован шезлонгами, зонтиками, теневыми навесами, есть бунгало. На оборудованных местах висит табличка: «Зона платного отдыха. Пляжный шезлонг 350 рублей (до 20.00), пляжное бунгало 3500 рублей/день, 500 рублей/час». Нашла туалет рядом, на территории торгового центра, насчитала четыре раздевалки, по две кабинки в каждой. Людей на пляже немного, очередей нигде нет.
Располагаюсь. Подходит серьезный молодой человек, просит оплатить шезлонг. Пытаюсь с ним поговорить, но у меня ничего не получается.
— Я интервью не даю, — отрезает.
Вода чистая, освежает. И сразу не так жарко стало. И понимание к тем, кто готов круглые сутки на пляже проводить, возникло. Вернувшись на шезлонг, понимаю, что умудрилась порезать большой палец ноги – кровь течет, рану щиплет от соленой воды. Нашла глазами медпункт, а рядом с ним – очередь.
— Не, мы ждем подругу, — отзывается на мое «Кто последний?» девочка, — ей оказывают первую помощь.
Вхожу в медпункт, а там врач обрабатывает девочке раны – она поскользнулась на волнорезе, неудачно упала. Врач Николай Хамзович при виде моей «царапины» вздохнул, кивнул и обработал перекисью и зеленкой. Записал в журнал все мои данные.
— Надоели вам такие раны уже, да? – любопытствую.
— Самые частые травмы на пляже – это как раз порезы, ссадины и ушибы, — кивает врач.
Рассказал и про «интересные» с его точки зрения случаи:
— Травматическая ампутация передних зубов полностью и повреждение верхней челюсти! Женщина вылезала из воды по лестнице, а сверху на нее прыгнул во-о-от такой парень!
Разводит руки, чтобы показать примерные габариты. Очень страшно.
— Еще была скальпированная рана черепа бутылкой, — продолжает Николай Хамзович, — вывих плечевого сустава, привычный уже для травмированного: тут же после лечения пошел опять размахивать руками. Ну и гипертоники, конечно. Она, вроде, и выпила таблетку, но пока по такому пеклу дошла до пляжа, у нее давление подскочило – приходится стабилизировать препаратами.
Опыт у врача колоссальный. Пользуюсь случаем и интересуюсь признаками теплового удара. В такое аномально жаркое лето я несколько раз в день подумываю о том, что моему организму наступил предел – общая слабость и вялость существенно диссонируют с моими планами.
— Ну, во-первых, это головокружение. Потом – боль в голове, слабость, ощущение прострации какой-то. Человек может потерять сознание. Если есть возможность охладиться в кондиционируемом помещении, то в течение суток все пройдет, человек восстановится, — успокоил меня Николай Хамзович.
— Тепловой удар может проявиться на вторые – третьи сутки у людей с хроническими заболеваниями, — продолжает врач. – Сердечной, легочной, кишечной патологией, например. Но тепловой удар тут будет не за счет этих заболеваний, а как сопутствующее. У детей до трех лет кожа нежная, организм не защищен, за 20 минут они могут обгореть полностью. А некоторые мамы даже головной убор им не надевают.
— А люди с лишним весом не предрасположены разве к тепловому удару?
— Людей с лишним весом как раз защищает жировая прослойка, – авторитетно развеял миф Николай Хамзович.
— И запомните, — продолжил. — В такую жару нельзя сразу нырять в море – может возникнуть ангиоспазм. Нужно потихоньку заходить, постепенно привыкать, пообливать себя слегка водой и только потом приступать к водным процедурам – нырять, плавать. Кстати, случай у нас еще один был. Муж с женой пришли купаться, а он нырнул сразу с вышки (раньше была тут). Жена ждала, когда он вынырнет, минут 20, и только потом спохватилась, подняла панику. Было поздно. Ангиоспазм.
Тут в медпункт заходит молодой человек. По поведению и разговору я понимаю, что он на пляже главный. Здороваюсь, завязываю разговор.
— Выгоняете людей без шезлонгов из-под теневого навеса?
— Если не наглеют и не занимают большую площадь, то нет, конечно, — уверяет Алик. – Бывает, что целый пикник с едой и палаткой устраивают, половину навеса занимают – тут подходим, объясняем, разговариваем. Пару раз за день такие разговоры случаются.
— Еще пару часов, и будет у вас надежная тень на весь пляж – от торгового центра. Городской пляж известен тем, что после 16 часов всю прибрежную полосу накрывает тень от расположенных на набережной ТЦ.
— Ну не знаю, уж насколько она надежная, – парирует Алик.
— Это же замечательно, — неожиданно говорит Николай Хамзович. — Теплового удара точно ни у кого не будет!
Выйдя из прохладного медпункта под палящее солнце, направляюсь к двум девушкам, которые лежат на шезлонгах. Юлия и Анна приехали из Ростова.
— Мы снимаем жилье недалеко отсюда, поэтому приходим на этот пляж, — делятся девушки. — Тут самое чистое море, все благоустроено, чисто. Единственное – несвоевременно реагируют на бичей, которые этот пляж почему-то любят. Каждый день такие кадры приходят и портят впечатление. А так, тут все необходимое в шаговой доступности – очень удобно.
— Проблемы с электо- и водоснабжением в городе не напрягают?
– Вообще не напрягают. Мы на море приехали, на такие вещи не обращаем уже внимания – у нас в Ростове такая же фигня.
Подхожу к женщине, которая сидит на пледе у самой кромки воды. Марина, жительница Борисовки, приехала на пляж с внуком.
— Мы с внуками посещаем разные пляжи. Им здесь больше всего нравится — море чистое и высокий волнорез, ныряют бесконечно. А по мне, лишь бы им хорошо было!