90 лет на всех

Начальник отделения – Гасмик Тароян – 46 лет трудится в почтовой отрасли. А если взять общий стаж всей династии, то получится 90 лет!

Почтовое отделение в Цемдолине – очень уютное. Сумки сельских почтальонов с каждым днем становятся все весомее, да и посетителей не уменьшается.

Ежедневно участки почтальонов прирастают новыми домами. Борисовка вот-вот соединится с Васильевкой, в Кирилловке тоже дома строятся, Цемдолина, Восьмая Щель, жилой комплекс «Парковый», Убых – почтовики должны охватить всех жителей.

Одно время говорили, что телеграф изживет себя, да и письма в эпоху интернета и электронной почты никому не будут нужны, – рассуждает Гасмик Гарушевна. – Да, междугородняя телефония ушла в прошлое. У всех сегодня есть мобильная связь. А вот от писем и сегодня отбоя нет. Судебные, налоговые уведомления, заказные письма – все это требует для отправителей обратной связи: удостовериться, что письмо достигло адресата. Слова к делу не пришьешь. Если человеку отказали в чем-то, будьте добры, предъявите подтверждение. Не явился в суд? А письмо с уведомлением получал ли? Раньше наше отделение ежемесячно обрабатывало 200 писем, сейчас – 10 тысяч! Деловая переписка с каждым днем набирает обороты.

Но не только деловая переписка. В последнее время появилась мода отправлять открытки из тех городов, где люди проводят отпуск. Очень много открыток мы принимали из Москвы, с выставки «Россия» на ВДНХ. Туристы, отдыхающие часто спрашивают открытки с видами Новороссийска.

– Гасмик Гарушевна, а если не хочется тратить драгоценное время отпуска на почте? Можно как-то по-быстрому отправить ту же посылку или письмо?

 – Чтобы сэкономить время, можно воспользоваться услугой предоплаченных и предзаполненных отправлений – всё оформить дома, а потом просто занести посылку в отделение и оставить её на барьере у оператора. В приложении Почты России появилось много сервисов, упрощающих и ускоряющих отправку. Например, вы можете упаковать посылку дома, войти в приложение, скачать QR-код, распечатать и приклеить на свое отправление. У нас есть постоянные клиенты, которые оставляют посылки вот здесь, на столике, а мы уже без них завершаем оформление и отправляем. Клиентам приходит уведомление, оплата снимается со счета. И не нужно стоять в очереди! – уверяет меня собеседница и, видя, что я с трудом ей верю, показывает стол с посылками.

Вы можете сами попробовать их оформить! – предлагает мне Гасмик Тароян.

Я разглядываю упакованные посылки. Судя по всему, отправительница рассылает декоративные растения, на каждой посылке есть картинка.

Берите линейку и измеряйте параметры, – предлагает мне начальник отделения. Сама же в это время входит в рабочую программу.

Мы по-новому взвешиваем посылки, замеряем высоту, ширину и длину. Я вбиваю в компьютер эти цифры. И программа рассчитывает стоимость пересылки.

Если клиент ошибся не в свою пользу, ему пересчитают цену услуги, вернут деньги, или, наоборот, программа больше снимет, – поясняет моя наставница.

Вместе мы за 20 минут обработали оставленные клиентами посылки. Тут я сказала самой себе: раз так дело пошло, то, при случае, воспользуюсь этой услугой. 

«Мы здесь как родные!»

Я оглядываю полки с разным товаром и сокрушаюсь, что теперь почта похожа на продмаг.

– Зачем почтовикам продавать все то, что есть в любом магазине?

А вот нет! – возражает хозяйка отделения, угощая меня мармеладной конфетой. – Таких вы нигде больше не найдете. У нас, не сочтите за рекламу, многие клиенты заказывают именно эти конфеты и еще печенье «Сормовское», его даже на витрину выставить не успеваем. Почтальоны, отправляясь в доставку, берут товар с собой и распродают подчистую.

Я пробую мармелад и вынуждена согласиться: подобный, ручной работы, покупала один раз в одной пафосной кондитерской, стоил дорого, но потом вообще из продажи исчез.

За оказание таких услуг, они называются сетевыми, почтальон получает денежное вознаграждение, – поясняет Гасмик Гарушевна. – Прибавка к зарплате не бывает лишней.

– А бывали такие моменты, когда по причине невысокой зарплаты хотелось уйти туда, где получше?

Сложный вопрос. Когда совсем плохо все становилось, то и уходить как-то стыдно было. Ну как бросить свой коллектив? Мы же за столько лет здесь как родные!

Другие времена

Моя собеседница признается, что сетовать на судьбу работнику сельской почты не очень-то и уместно.

Когда в двухтысячные годы многим людям стали задерживать зарплату, мы получали ее регулярно. Тогда начальником узла связи был Эдуард Семенович Илюшин, он говорил, что почтальон всегда сможет на рынке купить клубнику, потому что зарплата у него вовремя.

В эпоху дефицита мы шли на местные предприятия. Перед Новым годом – на птицефабрику, перед 8 Марта – к Евгению Мельгунову, в тепличное хозяйство, попросить огурцов и помидоров для всего коллектива. Нам всегда помогала Нейле Энверовна Клочко, двери магазинов потребкооперации для почтовиков были распахнуты, самой почте она не раз оказывала поддержу как депутат городской Думы.

Помню, как однажды зимой в отделении лопнули трубы теплотрассы, – продолжает Гасмик Гарушевна. – Кинулась к председателю сельсовета, он пошел со мной в «Загранстроймонтаж», прямиком к директору в приемную: «Дайте трубы, почта замерзает!». Что вы думаете? Трубы дали. Из воинской части прислали солдат, которые помогли копать траншею. Несколько дней – и на почте снова тепло. Понимаете, вся Цемдолина нас поддержала. Это же надо помнить и ценить!

Казалось бы, почтальон не такая уж важная персона. Но когда ушла из жизни наша Валентина Палий, которая почти полвека обслуживала свой участок, многие жители признавались, что как будто родного человека потеряли. Ее помнят до сих пор.

Сейчас на почте десять почтальонов. Отделению повезло с новым пополнением. Супруги Титечко – Нина Васильевна и Михаил Иванович – несколько лет назад переехали из Ростова-на-Дону.

Татьяна Трусова устроилась на почту, потом призналась, что муж никак не может найти работу. Теперь в отделении две семейные пары, – с гордостью докладывает мне Гасмик Гарушевна.

И в стужу, и в зной

 Гасмик Тароян вспоминает, как сама пришла после школы работать на почту. Это было отделение на Анапском шоссе, с телеграфом и переговорным пунктом.

Моя мама тогда была начальником другого почтового отделения и хотела, чтобы я освоила работу оператора международных переговоров. Но для меня такое дело, когда не видишь самого человека, когда нет общения, лишено всякого смысла, – считает почтовик.

На маленькой почте в Цемдолине дружно росли все дети сотрудников. Приходили после школы, помогали раскладывать письма, газеты. Здесь же зарабатывали первые трудовые рубли.

Мой сын с 12 лет на каникулах разносил почту, дочка тоже после школы работала оператором. Сейчас внуку 12 лет, и он приходит помогать бабушке, – гордится Гасмик Гарушевна.

– Сколько весит сегодня сумка почтальона?

На этот мой вопрос откликнулась почтальон Нина Титечко, которая как раз собиралась выйти на очередной марафон по участку:

Сегодня (мы общались 9 июля, – прим. авт.) сумка весит чуть больше четырех килограммов, потому что вторничный номер «Новороссийского рабочего» меньше по весу, чем пятничный. А в пятницу у меня до десяти килограммов сумка бывает. Помимо городской, еще и другие газеты есть, плюс письма, заказы на продукты.

Пока мы общаемся, в зал заходит еще одна почтальон. Она признается, что от жары – а сейчас на улице почти 38 градусов – ей совсем нехорошо. Все «девочки» окружают ее, дают воду, просят посидеть, отдохнуть.

Вспоминают самый действенный народный метод: намочить холодной водой платок и положить на шею. Это действительно работает, даже несмотря на то, что вода быстро высыхает. Почтальон, хотя ей и предлагали пойти домой отлежаться, снова поднимается «на подвиг».

Как не сказать об этом коллективе доброе слово? Ни жара, ни прочая непогода не останавливают преданных делу людей. Спасибо вам за то, что при любых обстоятельствах вы носите людям нашу газету! Это значит, что и мы, журналисты, не зря спешим на репортажи и в стужу, и в зной. С такими надежными партнерами приятно иметь дело.