По советским стандартам

Мы находимся в станице Натухаевской, в уютной мастерской Марины Леонидовны. Здесь, в царстве швейных машинок, аккуратными стопками разложено нижнее белье для ребят из госпиталя, рядом – ортопедические подушки, тоже для раненых.

Ольга Александровна, единомышленник Марины, стоит за большим столом для раскроя и большой линейкой перемеряет отрез ткани, его безвозмездно отдала одна из клиенток.

Этот «веселенький ситчик» еще советских времен наверняка пролежал у кого-то в закромах, об этом говорят слегка пожелтевшие краешки ткани. Такие отрезы бабушки раньше собирали для приданого внучкам: вдруг да опять будет дефицит?

– Сейчас такая ткань, сто процентов натуральная, легкая, в которой не жарко, – самый оптимальный материал для трусов, – считает Марина Козленко. – Я накупила забавных наклеек, и каждое изделие у нас теперь с вот такой милотой, – показывает она.

Одна из наклеек – с мультяшным джентльменом в очках – уверяет, что это трусы от самого Карла Лагерфельда!

– Мы когда отдали в госпиталь первую партию, нам сказали, что парни долго смеялись. В общем, повеселили мы их, – выкладывают мастерицы.

Замечательную выкройку семейных трусов советского периода Ольга Надежкина раздобыла в интернете. Это оказалась самая удобная модель. Размеры – от 48–го и далее до 58-го – четко соответствуют, проверенные временем лекала оказались самыми лучшими.

Не прятать голову в песок

О том, что госпиталям требуется помощь, сообщила Марине Козленко ее постоянная клиентка – волонтер Дарья Паукова.

– Через Дашу мы передаем в госпиталь наше шитье, – рассказывают женщины.

– Оставаться в стороне, когда сейчас тяжелые бои на фронте, мы не можем. Как не помогать? Настало время даже для тех, кто прятал головы в песок, вынуть их на поверхность, оглянуться вокруг и делать все возможное, чтобы нашим ребятам было хоть чуточку легче, чтобы они ощущали нашу поддержку, знали, что мы все здесь их ждем. А тем, кто оказался в госпиталях с ранениями, мы от всей души желаем скорейшего выздоровления, – говорит Марина Леонидовна.

– В нашей станице женщины плетут сети для фронта, я бы пошла им помогать, но спина больная, столько времени стоя работать не могу, – делится Ольга Александровна. – А вот шитье мне по силам. – У сына сейчас лучший друг находится на операции в Москве, он участник СВО, наступил на мину. Сейчас ему будут либо кость на стопе наращивать, либо еще что-то наши врачи придумают. Когда мы шьем для ребят, то думаем о них, желаем им здоровья. Это как молитва.

Марина Козленко шьет еще ортопедические подушки с синтепоновым наполнителем.

– Такие пригождаются раненым, чтобы и руку, и ногу удобно было положить. Однажды ночью мне пришла идея в голову: делать поверх подушек вот такие клеенчатые покрытия на липучке. Их можно снимать, менять, если вдруг кровь попала. А иначе сама подушка получается одноразовой, – рассуждает Марина Леонидовна. – Когда Даша выложила мою модель в волонтерскую группу, там попросили разрешения тоже использовать эту идею. Я, конечно же, не против.

С миру по нитке

Материалы мастерицы собирают буквально с миру по нитке.

– Я не стесняюсь просить о помощи, пишу в нашу Натухаевскую группу: мол, у кого есть ткань, которая не нужна, синтепон, резинка, приносите, все пригодится. И люди несут. Вот сколько ситца нам отдали – 40 метров! Это отличное подспорье! – гордится размахом дела Ольга Александровна. – Однажды зашла в крутой магазин тканей. Тоже не стала робеть, попросила помочь. Хозяйка вынесла мне хорошие отрезы. Еще нам сказали, что в госпиталях нужна и ветошь. Мы тоже собираем ее от станичников, отстирываем, отглаживаем, складываем стопочками и потом передаем. Синтепон и клеенку частенько закупаю на деньги своего мужа. А еще одна моя одноклассница привезла мелко нарезанный поролон. Все в дело пойдет!

Марина Козленко признается, что свой бизнес пока еще не раскрутила. Она открыла мастерскую – мечту всей своей жизни – благодаря субсидии, которую ей дали не без помощи Центра занятости.

– Я защищала свой проект, придя в Центр с ног до головы одетая в то, что сшила себе сама. Даже брошка у меня была сделана своими руками. Очень волновалась. Многие из тех, кто хотел открыть свое дело, были молодые, амбициозные женщины. А мне скоро уже 48 стукнет! В общем, очень я переживала, защищая свой бизнес-план.

В итоге этот план был одобрен, и на субсидию от государства Марина закупила оборудование – швейные машины, предназначенные для разных видов ткани, в том числе кожи и джинсы. И начала работать.

Она вспоминает, что с детства шила себе одежду. Выпарывая из маминых юбок цветные молнии, мастерила топики на дискотеку, юбки. Позже приходила в мастерские и смотрела, как работают швеи. Сама же кем только не трудилась! И делопроизводителем, и в детском садике подрабатывала, и в нейрохирургии санитаркой. Потом осознала, что надо делать то, к чему лежит душа, что приносит удовольствие.

Сейчас она должна выполнять установленный для нее план, чтобы отработать субсидию. А ее благотворительность – это в свободное от ремонта одежды время.

Одна из многих

Ольга Надежкина всю жизнь делала самолеты, работая на авиационном заводе в Ташкенте. Когда семья переехала в Натухаевскую, тоже не сидела сложа руки. А сейчас, на пенсии, делает то, что велит ей сердце. Говорит, что натухаевцы – очень чуткие к чужой беде люди. В станице уже есть мать, получившая похоронку на сына, есть знакомые ребята, которые сейчас воюют на СВО.

Остаться в стороне в такое время – сродни предательству, считают женщины.

Я с ними согласна. И желаю мастерицам, чтобы у них получалось все, что хотят их душа и сердце.