Базовый сценарий предполагает ничего не менять, сохранив существующую маршрутную сеть.

Умеренные перемены заложены в сценарии №1, здесь предусмотрена оптимизация существующей структуры и трассировок автобусных маршрутов, изменение вместимости автобусов и расписания их движения, создание новых автобусных маршрутов при сохранении существующей сети маршрутов троллейбусных, а также развитие сети муниципальных маршрутов с литерой «М», ориентированных на перевозку льготников.  

Переход на новую маршрутную сеть предлагается начать в 2026-м году, когда истечет срок действия свидетельств на существующие маршруты.  Акцент сделают на переход с маршруток на более вместительные автобусы, что, как считают авторы программы, позволит перевозить больше пассажиров при уменьшении количества рейсов в пиковые часы. За счет создания новых автобусных маршрутов должна улучшиться транспортная доступность в некоторых районах Новороссийска, таких как на улице Мира на участке от улицы Цедрика до улицы Магистральная, на улице М.Ахеджака, в селе Мысхако и на Мысхакском шоссе, в районе улицы Горького в Цемдолине.  

За счет увеличения вместимости подвижного состава на 14 процентов снизится общее количество автобусов, маршруток и троллейбусов, на 11 процентов уменьшится число оборотных рейсов, но на 30 процентов увеличится провозная способность всей маршрутной сети.

Задумано внести изменения в трассы некоторых маршрутов, например, такие как 1А, 32,20, 7А, удлинить маршрут №24А до горы Великая, запустить новый маршрут, который свяжет станицы Раевская и Натухаевская.

Более смелый сценарий №2. Он предусматривает воплощение мер предыдущего сценария, но при этом заложено развитие троллейбусной сети и маршрутов этого пассажирского транспорта. И сценарий 1, и сценарий 2 включают в себя один и тот же набор мероприятий, которые должны сделать более удобным для пассажиров дислокацию существующих остановочных пунктов, а также расположить новые остановочные пункты, учитывая развитие районов массовой жилой застройки.

Важная цель всего этого — повысить конкурентоспособность троллейбуса.  Для этого предлагается сократить несколько автобусных маршрутов, дублирующих маршрут электротранспорта, активно использовать троллейбусы с возможностью автономного хода и организовать новые троллейбусные маршруты, а следовательно, и строить новую контактную сеть.  Авторы полагают, что это снизит вредное воздействие на окружающую среду, заметно повысит комфорт пассажиров, которые будут ездить на основных направлениях в более вместительном транспорте, ну и получать субсидии из бюджета на новые троллейбусы станет легче.

Например, предлагается возродить троллейбусный маршрут №3, он соединит улицу Видова с Шесхарисом, открыть новый маршрут №4 — от Мефодиевки до Шесхариса, продлить маршрут №14 до улицы Брянской, а маршрут №7 продлить аж до Гайдука.

Увеличив вместимость транспорта, можно рассчитывать на снижение на 10 процентов числа оборотных рейсов, но при этом сразу на более чем 40 процентов повысится провозная способность  всей маршрутной сети, ну и люди станут ездить в более комфортных условиях. Также рассчитывают, что новые маршруты позволят сделать более доступными для пассажиров некоторые городские районы.

Согласно реформе, планируется серьезно реконструировать существующие и построить немало новых остановочных пунктов, новые планы потребуют и обновления парка автобусов и троллейбусов.  Покупать их, в основном более вместительные автобусы, и троллейбусы предложено в лизинг.

Что касается выбора сценариев, то предпочтительным разработчики считают №2 — он более выгоден экономически и экологически, а также сделает общественный транспорт и его маршруты  более удобными для пассажиров.