В стенах редакции проходят встречи с интересными людьми, которым будущие журналисты, обучающиеся в Медиашколе при «НР», могут задать каверзные вопросы. Сегодня наши юные коллеги забросали вопросами Юрия Березнюка, фотокорреспондента «Новороссийского рабочего» в прошлом, а ныне свободного фотографа, работающего на ведущие издательства нашей страны Интерфакс и ТАСС.
— Как вы увлеклись фотографией?
— Это любовь в детства. На свой первый фотоаппарат «Вилия-авто» я накопил, собирая по 10 копеек. Я «десятюнчики» складывал в бутылку из-под шампанского. Туда помещалось более сотни. Стал снимать и печатал свои фотографии. В 16 лет я уже, собрав в кучку все деньги, подаренные родными, купил технику покруче. Это был «Зенит ЕТ». Для меня фотосъемка была таинством, она завораживала, а процесс появления фотографии был сродни чуду. Тогда я снимал все, что меня удивляло и цепляло глаз.
— Как попали в редакцию «Новороссийского рабочего»?
— Окончив госуниверситет, я, кстати, по профессии преподаватель математики, пришел работать в «Новороссийский рабочий». Наткнулся на объявление, что в газету «требуется человек, владеющий компьютером и умеющий держать в руках фотоаппарат». Когда главный редактор Владимир Бурлаков увидел мою фотографию мужика на центральном рынке, который вместо панамы в летнее пекло надел на свою голову плетеную корзинку, он сразу же взял меня на работу. А фотография попала на первую полосу.
— На фотографию есть мода?
— Безусловно, фотография меняется каждый год. Растет уровень аппаратуры, меняется стиль фотографирования. Одно неизменно. В каждом фотоснимке должна быть история. Это как в журналистском материале должна быть фактура, так и в фотографии должна быть прожита жизнь. Фотограф должен суметь увидеть через объектив эту историю. Важно не то, чем вы снимаете, а что вы снимаете. Нужно снимать то, что обычный человек не видит глазами. Ну и нужно искать свой стиль, свой личный способ выражения.
— Как вы менялись как фотограф?
— В начале 2000-тысячных я попал на мастер-класс российского фотожурналиста Сергея Максимишина и фоторедактора Андрея Поликанова. Они нам показали работы мастеров международного класса, и я понял, что нужно учиться видеть по-другому. Это стало переломным моментом в моей жизни, шоком. Семинар проходил в Ростове-на-Дону, я сделал несколько своих фотографий, чтобы показать мэтрам. Один кадр мне запомнился больше других: вид на улицу Садовую из отрытой форточки подъезда одного дома. В кадр попала рука мужика, выносившего мусор в пакете. На пакет попал луч солнца. Мэтры, увидев этот кадр, сказали мне: «Круто! Да ты наш Георгий Пинхасов». Это снимок как раз показывал историю улицы Садовой, мой первый снимок в жанре «стрит». Работе в газете я посвятил 15 лет свой жизни. А потом вдруг захотел стать свободным художником.
— У вас были экстремальные съёмки, связанные с риском? Какой репортаж запомнился больше всего?
— Помню, залез для классного кадра на одну крышу старого дома. Еле слез. Было страшно. Ну и два раза снимал визит в Новороссийск президента России Владимира Путина. Тоже было интересно работать. Особенность работы фотокорреспондента газеты в том, что твое фото живет один день. И все. Его вряд ли вспомнят, если ты не сохраняешь фотографии. Мне жаль, что я до сих пор не научился сохранять снимки. Очень много отличных фото пропали из-за того, что потерялся диск или сгорел хард. И это очень плохо. Несложно научатся снимать. Важно научиться сохранять.
— Что или кого вы любите снимать?
— Я очень хорошо снимал людей. Почему в прошедшем времени? В одночасье мне это показалось скучным. И я пошел дальше. Я стал ездить в путешествия и снимать то, что меня удивляет. А еще я в прошлом году съездил в Стамбул на мастер-класс Георгия Пинхасова, члена фотоагентства «Магнум», единственного выходца из России. И передо мной открылся совершенно необыкновенный мир стрит-фотографии.
— Расскажите, что вас удивило?
— Раньше я был уверен, что главное в фотоснимке — человек. Но когда я видел фотографии в жанре «стрит», я понял, что фотография изменилась. В «стрите» не важно лицо человека, его вообще может и не быть в кадре! В кадре должно быть движение, это кусочек мира, который на фотографии звучит. Мне было сложно понять, почему этот жанр в Новороссийске так непопулярен. Но потом я понял. У нас люди озабоченно бегут по улицам, а жизни на улице нет.
— Мы видели ваши снимки «шторма века» в Новороссийске в ведущих российских издательствах. Как сами оцениваете, какой кадр вам больше удался?
— Снимать высокую волну не было смысла, мне нужна была история. И мне повезло. Я увидел на Косе девочку под навесом, перед которой лежал выброшенный волной дельфиненок. В фигуре этой маленькой девочки, за спиной которой бушевал «шторм века», была скорбь, трагедия. Она готова была расплакаться, осознав, что дельфиненок мертв. Этот кадр стал снимком дня в агентстве «Интерфакс», где представляют подборку снимков со всей планеты.
— Вы режиссировали этот снимок?
— Терпеть не могу постановку. Это удача. Реальная девочка и реальная ситуация.
— Что важно в фотографии в жанре «Стрит»?
— Раньше я думал, что важно снимать глаза человека. Но сейчас отношение людей к фотографу изменилось. Сейчас тебе и морду могут набить за наведенный объектив! Приходится снимать потихоньку. А в жанре стрит лицо человека неважно. Важно поймать ритм города. Я сказал бы так: современная фотография в жанре стрит – это игра света и тени. А остальное неважно.
— Как относитесь к идее снимать котиков?
— Снимайте котиков! Я был в Стамбуле, там все снимают котов, к которым у жителей этого города свое особое отношение. Там обожают котов и их много в городе.
— Можно ли снимать на телефон?
— Можно, ничего плохого в этом нет. Георгий Пинхасов, к примеру, снимает много на телефон. И я тоже много снимаю на телефон, у меня «хуавей P60 pro». Раньше, снимая, ты не знал, получится ли этот кадр. Сейчас ты смотришь на экран камеры и можешь предвидеть, какой кадр станет лучшим.
— Сколько языков вы знаете?
— Стрит-фотографу необязательно контактировать со своими героями, нужно быть незаметным. Только так получится классная фотография. Если мне нужно заговорить с иностранцем, набираю текст через гугл-переводчик в телефоне на его языке.
— Вы много путешествуете?
— Не столько, сколько хотелось! Много поездил по России, был на Дальнем Востоке, и за Полярным кругом, в Таиланде, Турции, странах Персидского залива. Больше всего мне понравился горный Алтай. Не зря туда президент любит ездить.
— Что посоветуете начинающим фотографам?
— Снимайте побольше! Хоть всякую чушь. Не стоит пытаться кому-то понравиться. Нужно просто получать удовольствие от процесса. Пусть все идет из вашей души. Вот Ван Гог за всю жизнь не продал ни одной картины, а сейчас он один из самых дорогих художников. Потом придут и слава, и деньги.
Фоторепортаж из пресс-центра «НР» Марии Ананьевой.