Перестройка коснется интересов как транспортного бизнеса, так и каждого из нас, поскольку мы все время от времени становимся пассажирами маршруток-автобусов-троллейбусов.

Документ декларирует основные принципы транспортной пассажирской политики: создать комфортные условия пассажирам через оптимальное сочетание на каждом маршруте вместимости автобуса(маршрутки) и расписания движения, постепенный переход на технику, предусмотренную соцстандартом, утвержденным Минтрансом еще в 2017-м году, усилить контроль за расписанием движения общественного транспорта через систему ГЛОНАСС и наказывать перевозчиков за грубые отклонения от расписания; проложить пассажирские маршруты  в новые и перспективные районы жилой застройки,  дальше  развивать оплату проезда безналом,  сохранить,  как опорную всей системы городского пассажирского транспорта, троллейбусную маршрутную сеть, повысить доступность автобусов, троллейбусов и маршруток для инвалидов, исключить недобросовестную конкуренцию между водителями на маршрутах движения.

Среди приоритетов обновляемой схемы можно отметить желание обеспечить пассажиру комфортную поездку, подобрав для каждого маршрута оптимальное сочетания вместимости подвижного состава и расписания движения, сделать возможной поездку по льготному проездному билету на всех основных пассажирских направлениях.

Преобразования вызваны тем, что, констатируют разработчики и согласившаяся с ними местная власть, соответствие спроса и предложения достигается за счет экстенсивного развития — наращиванием количества автобусов, маршруток и троллейбусов, и их рейсов, но эти возможности развития практически исчерпаны. К тому же и сеть маршрутов уже устарела, суммарная интенсивность движения маршрутных транспортных средств на отдельных участках магистральных улиц, подсчитали авторы реформы, достигает 120 единиц за час. Нередки ситуации, когда сразу несколько автобусов скапливаются на одной остановке из-за задержек и неоднородности транспортного потока.  А это заторы, срыв графика движения, опасности для пассажиров при посадке и высадке.

Отмечается также, что маршруты, где работают троллейбусы и автобусы, дублируются маршрутками, а они и ходят чаще, и быстрее заполняются. А в результате уводят пассажиров у больших коллег, что снижает их экономическую эффективность.  

Еще одной бедой названа большая протяженность некоторых маршрутов, и это приводит к тому, что пассажиропоток с окраин в центр города ниже, чем из центра. В результате транспорт нередко ездит полупустым.  

Чтобы все исправить, разработаны три сценария. О  каждом «НР» расскажет подробно. А как новые планы будут реализовываться, зависит от поддержки как пассажиров, так и транспортных компаний, которые сейчас зарабатывают на городских пассажирских перевозках. Причем отношение к ним бизнеса может стать даже более решающим, чем горожан.