Депутат Сергей Сазонов, характеризуя ситуацию, прямо сказал, что «город загажен», и с этой формулировкой согласились и другие коллеги. Депутат Фатма Кашка заявила, что устала быть героем сражений за чистоту своего округа. Сазонов подтвердил — не хотим этим заниматься, у нас другие задачи, но — вынуждены, потому что люди не верят чиновникам и идут к депутату, мол, сделайте хоть что-нибудь. А Кашка не видит карт уборки территории, что выгодно управляющим компаниям, которые могут ссылаться на отсутствие четких границ участков, где должны убирать, а обходы дворов с сотрудниками райадминистраций зачастую заканчиваются ничем: ни УК, ни предприниматели не получают предписаний навести порядок и довольны этой безнаказанностью.
Маловато будет!
Дискуссия вышла горячей, претензий много, содержание речей других депутатов было аналогичным: грязно, контейнерные площадки для сбора мусора не убираются, в сельских округах плохо следят за чистотой парковых зон, кладбищ. Недовольны были думцы и программой обустройства контейнерных площадок — в ближайшие два года планируется построить 244 штуки, однако этого, считает комитет, мало.
Главы внутригородских районов обозначили объективные причины такого положения. Назвали удлиненной цепочку принятия решений о вывозе обнаруженной мусорной свалки, проще и быстрее решить проблему, если напрямую позвонить региональному оператору «ЭкоЮг».
Очень большой проблемой, которая подкосила борьбу за чистоту, назвали массовое увольнение рабочих-иностранцев (в основном выходцев из Средней Азии) из бюджетных учреждений, которые занимаются уборкой территорий. Это произошло после решения губернатора ограничить сферы для трудоустройства мигрантов. Коренные жители на такую работу не идут, хотя, как говорили чиновники, зарплаты обещают хорошие.
К осени все изменится в лучшую сторону
Как рассказал замглавы города Сергей Сопелиди, городские власти пытаются выправить ситуацию, дефицит кадров удается уменьшать, покупают новую технику, которая заменяет работников. Похоже, замглавы начинает более жестко, по сравнению с предшественниками, работать с управляющими компаниями, использовать различные методы административного стимулирования, чтобы привести их в чувство и понудить к конструктивному взаимодействию с властью. Процесс сложный, но Сопелиди надеется, что к осени отношения изменятся и управляющие организации будут внимательнее относиться к мнениям жильцов и муниципалитета.
Своя правда есть у директора компании «ЭкоЮг» Натальи Рашковецкой. Бич жилых районов — увеличивающийся поток строительного мусора, веток деревьев, старой мебели и ящиков, коробок, которые несет на мусорку малый бизнес. А ведь платят предприниматели только за вывоз твердых бытовых отходов. Места, где этот «другой» мусор вырастает, как горы, практически одни и те же. Порой нарушителю проще отделаться штрафом в 1 тысячу рублей, чем платить за вывоз компании 1,6 тысячи рублей.
Новые застроенные территории в сельской местности, где появляются сотни домов, не имеют ни одной официальной контейнерной площадки для сбора мусора, почему же власти не могут добиться от девелоперов сразу обозначать и резервировать участки под них? И вот статистика: за первые 4 месяца прошлого года компания вывезла 50 тысяч тонн мусора, а за 4 месяца этого года уже 59 тысяч тонн, привела цифры Рашковецкая.
Привлечем частников?
В ходе обсуждения на заседании комитета звучали предложения повысить суммы штрафов, обратиться в региональный департамент цен и тарифов с предложением поднять на несколько рублей тариф на вывоз мусора, раз его объемы растут так, что существующими силами с этим не справиться, рассмотреть возможность привлечения частных компаний для уборки территорий на основе аутсорсинга. Решили, что советы и рекомендации депутатов пусть обобщит городское руководство, а замглавы по ЖКХ сверстает план действий и представит комитету уже в эти летние месяцы.