Тема свалки на первом месте

День эколога в России коллектив «НР» решил отметить, пригласив в гости в редакцию на чашку кофе участников экологического чата города. Это одно из самых активных и деятельных сообществ Новороссийска, которое сигнализирует о проблемах в области природоохранного законодательства городской власти и контрольно-надзорным органам. Что сейчас беспокоит общественных экологов? В «НР» собрались общественные активисты и участники экочата, знакомые большинству горожан: Михаил Лучкин, Сергей Стряпухин, Дмитрий Крескин, Сергей Неберо, Вениамин Голубитченко, Виктория Кармалюк.

В начале встречи мы предложили гостям составить рейтинги актуальных городских проблем на начало 2000 года и на сегодня. Любопытно проанализировать, как сместились акценты за эти годы.

Что же их беспокоит сегодня?

Сергей Стряпухин много лет занимается проблемами городской свалки. Это, по его мнению, сегодня проблема номер один. Общественников интересуют сроки выполнения заявленной полтора года назад реконструкции мусорного полигона. Когда она начнется и какие изменения принесет? По словам общественника, в последнее время экоактивисты находятся в полном информационном вакууме. Как проходят заявленные на общественных слушаниях преобразования свалки?

Сергей Стряпухин отметил, что внимание горожан к проблеме свалки возымела результат. Так, на днях стало известно, что на лотке с фильтратом поставлена система очистки, отходы жизнедеятельности полигона не будут стекать в речку Озерейку. Природоохранная прокуратура тоже услышала активистов и обязывает в судебном порядке руководство полигона разобраться с источником, впадающим в реку Цемес. Все эти годы экологи настаивали, что именно фильтрат по подземным рукавам добрался до Владимировки и убивает реку.

— Мы, общественники, получили предложения от Министерства природных ресурсов собраться за круглым столом, обсудить судьбу свалки на горе Щелбе и проблемы сбора и переработки мусора в Новороссийске, — говорит Сергей Стряпухин. — Например, мы настаиваем на сортировке мусора и отделении от него как минимум пластика. Но количество желтых контейнеров для пластика слишком мало, и у нас есть сигналы, что отсортированный пластик сваливается в общую кучу.

Сергей Стряпухин перечислил и другие проблемы – катастрофически малое количество точек в городе по приему на утилизацию батареек, лампочек. Все это оказывается в контейнерах, а затем на горе Щелбе. А в качестве положительного примера привел детские сады и школы города Златоуста, где пищевые отходы научились перерабатывать в удобрения. Так учреждения экономят на сдаче мусора и обогащают грунт.

Общественная активистка из станицы Раевской Виктория Кармалюк, которая борется за сохранение реликтовых лесов вокруг ее родной станицы, отметила положительную тенденцию появления новых особо охраняемых природных территорий вокруг Новороссийска. Да только, пока оформляется документация на эти территории с охранным статусом, земли могут уйти в частные руки.

Норовят отщипнуть кусочек леса

— Пока в Раевской оформляется новое ООПТ «Долина реки Цевкай», в четырех местах началась расчистка от леса. Мы уже оставили заявления во всех контрольно-надзорных органах, но реакции ноль! – говорит Виктория Кармалюк.

Коллегу поддержал Вениамин Голубитченко, не просто общественный эколог, а дипломированный биолог.

— Как бы все ни критиковали цифровизацию, в ситуации с землей она необходима. Срочно нужно внести границы всех ООПТ в навигаторы Яндекса и 2ГИЗ. Получается очень странно: я захожу в «Навигатор», а заповедника федерального значения «Утриш» там нет вообще, я не говорю об ООПТ местного значения, — говорит Вениамин Голубитченко.

Цифровизация нам в помощь

Сергей Неберо дополнил коллегу, сказав, что все навигаторы работают с информацией, расположенной в ЕГРН. Причем у этих объектов должна быть отметка – «территория особого использования». Значит, заповедника и ООПТ просто нет в Едином госреестре? Но кто должен подать информацию в этот орган учета? Вопрос открытый. Пока это не будет сделано, уникальные территории под угрозой вторжения. А информация в навигаторах избавила бы уникальные земли от настойчивого внимания людей.

Однако Сергей Стряпухин считает, что, даже с учетом появления новых ООПТ, их число для Новороссийска мало.

— Все мы должны понимать, что все, что не будет иметь охранного статуса, рано или поздно будет застроено, — отметил общественник.

Экоактивист и член городского экологического совета Дмитрий Крескин сказал доброе слово в адрес руководства города за то, что началось проектирование локальных очистных сооружений на ливневых выходах в бухту. Общественник заметил, что это долгий процесс, но все равно город — хоть медленно, но верно — идет в нужном направлении. Общественный эколог предупредил людей о том, что нельзя плавать в тех местах, где будут установлены аншлаги «Купание в море запрещено». Это означает, что рядом выходят неочищенные ливневые стоки.

Спасите наши озера

Вениамин Голубитченко, который специализируется на мониторинге состояния водных объектов — памятников природы, каждый год обследует состояние уникальных озер, расположенных в окрестностях Новороссийска. Он сказал, что без принятия срочных мер в отношении Суджукской лагуны и прорана этот памятник природы заилится, обмелеет и погибнет. Кто-то должен, наконец, начать раскрывать проран!

Много вопросов у биолога к состоянию пресноводного озера Лиманчик в Абрау-Дюрсо и Романтики в Сухой щели. Лиманчик 24 года назад обмелел, и количество воды продолжает в нем оставаться критическим. Требуется научное обследование водоема и принятие мер по его спасению. Озеро Романтики, по словам биолога, шесть лет назад почистили варварским образом, подорвав популяцию краснокнижной меч-травы Мартиуса и редких папоротников. И биологическое разнообразие не восстановилось и по сей день.

— Памятники природы есть, но должной охраны его нет, — констатировал биолог.

Уважаемые читатели, а какие проблемы заметили вы? Звоните: 61-41-05.