На рассвете заглянул, а сада нет!

А все потому, что внизу, на улице Морской, полным ходом идет расчистка участка, и его хозяева решили «подгрызть» экскаватором склон.

Завидуете тем, кто живет в элитном поселке в Мысхако? Да бросьте, у жителей этого райского места на берегу Черного моря свои проблемы, которым простой смертный не позавидует. В Мысхако течет канализация по улицам, пахнет нечистотами, аж режет глаза, там проблемные дороги, а еще там идет настоящая война за каждую пядь земли.

Прямо сейчас очередной конфликт зреет на улице Пограничной, которая грозит обвалиться с обрыва высотой 10-20 метров. Корреспонденты «НР» побывали в эпицентре событий.

Восьмого мая у жителя дома №49 «б» по улице Пограничной случилось страшное: его черешневый сад провалился в пропасть.

– Видите, вон, где деревья лежат? – Зивай Азмиев подходит к обрыву и показывает мне вниз, где на обочине расчищенной площадки лежат уже попиленные деревья.

Я смотрю вниз, опасаясь, что сама могу туда «уплыть». Под моими ногами метров двадцать-тридцать обрыва. Действительно, вижу деревья. Верю, что они именно из этого сада. Одно дерево черешни корнями цепляется за зыбкий грунт обрыва. Недолго ему тут осталось…

– Я поселился по этому адресу лет двадцать назад. Здесь у меня были коровник, сарай, – рассказывает 67-летний Зивай.

Участок расположен прямо на горе с видом на сельское кладбище. Внизу, метрах в двадцати, улица Морская. Гора, по словам хозяина, имела традиционную, покатую, форму, склон был вполне себе пологий. На горе хозяин разбил сад. Все черешни много лет плодоносили. И сегодня Азмиев угощает нас ягодой с уцелевшего дерева. 

Восьмого мая этого года, по словам Зивая, внизу начал работать бульдозер. Он подгрызал гору – очевидно, что владельцы участка расширяли его за счет склона. Однажды утром хозяин проснулся от шума. Вышел на улицу и увидел, что склон съехал вниз, а с ним шесть плодовых деревьев – черешни и абрикосы.

Я бегом к экскаваторщику, мол, что вы делаете? Мой же дом сползет вниз! А они мне говорят, что для себя подпорную стенку построят, три метра, – рассказывает Зивай. – Ну, а мне что делать? Эти три метра меня не спасут!

Жилищный вопрос

Хозяин заводит меня во времянку. В ней он сейчас и проживает, пока строит новый дом.

– Смотрите, косяк времянки уже поехал, – показывает он.

Две последние недели Зивай Азмиев только и делает, что обивает пороги различных организаций, которые могли бы вступиться за пенсионера. Был в полиции, там сказали, что такими жалобами не занимаются. Встречался с заместителем администрации Мысхако, тот обещал приехать. Вот добрался и до редакции газеты «Новороссийский рабочий». Навестила, по словам Азмиева, его и владелица нижнего участка. Да только ничего, кроме упреков, живущий на склоне человек от нее не услышал. Хозяйка отругала старика, что тот на своем участке развел беспорядок.

И действительно, на участке Зивая лежит гора старых стульев, металлолом, который он, вероятно, собирает годами.

На мой вопрос, почему такой склад на участке, ответил:

Я человек старой, советской закалки, сейчас строюсь. Может, мне что-нибудь из этого пригодится? И я все это складирую на своем участке. Кому до этого какое дело?

И бульдозерист в опасности

И действительно, не к чему придраться. Но как быть с ускользающим склоном?

– Я хорошо знаю этот район Мысхако, уверен, что бульдозерист и все, кто там работает, сейчас находятся в опасности, потому что подрытый склон и дома на нем в одночасье могут приземлиться им на головы, – говорит архитектор Василий Горбунов. – Дело в том, что земля на склоне с сюрпризами.  А если пойдут дожди, то он начнет слезать. Оползни – это страшная вещь. Еще в моей молодости нам, архитекторам, показывали канализационно-насосную станцию в Мысхако, которая после сильного ливня уехала на 15 метров в море. Это чрезвычайно опасно!

Я проектировал и строил дом одному человеку ниже, по улице Морской. Он делал подпорную стенку, которая должны была держать склон именно этой горы. Но после одного из ливней стенка ушла в сторону на полтора метра. Нагрузки там сумасшедшие! А еще не стоит забывать наши непростые сейсмические условия. Склон может не устоять от толчка землетрясения в 3-4 балла. А ведь у нас, в Новороссийске, могут быть землетрясения и до 8 баллов, – предупреждает Горбунов.

Намеренно выживают?

– Вся нормативная база в нашей стране привязана к плоским участкам, а здесь мы имеем дело со склоном в три и выше этажа, – рассуждает архитектор. – Если пенсионер, проживающий на улице Пограничной, подаст иск в суд, то он, я больше чем уверен, выиграет. В этом случае изначально должен был быть договор застройщика о намерениях, с которым должны были согласиться соседи сверху. 

Зивай Азмиев уверен, что его сейчас намеренно выживают с участка. Мужчина сожалеет, что ему придется идти в суд либо продавать свой недостроенный дом.

Глава администрации Мысхакского сельского округа Наталья Клименко сообщила корреспонденту, что комиссия уже выезжала на улицу Пограничную, проводится проверка, о результатах которой пообещали проинформировать газету.