—Был в Новороссийске когда-то трамвай. С момента своего запуска в 1934 году до своей ликвидации в 1969. Многие старожилы, в основном, помнят его на восточной стороне города, — вспомнил Андрей Леонов, рассказав и о том, что помимо «восточной», была в городе и другая ветка — в центре города.
Два документа из архива города весьма примечательны как своим содержимым, так и вечной проблемой городского транспорта.
В центральной части города еще в 1936 году проложили линию трамвая от базара до Станички. Проложили так, что через три года деревянные опоры просто сгнили, что привело в негодность контактную сеть.
Об этом примечательном историческом факте свидетельствует письмо, которое подписал зам.директора Гортрамвая Абросимов. Акт обследования завизирован им же и начальником службы тока (такая должность, да).
Председатель горсовета тов. Попов вопрошает у своих: «Ваше мнение на счет изыскания средств?»
Резолюцию ниже Андрей Леонов смог расшифровать только частично. Но, с учетом того, что весьма скоро после даты подписания этих документов, трамвай в Станичку пошел, средства, все же, нашли!
Новороссиец считает, что сегодняшние опоры троллейбуса на этих же улицах примерно повторяют судьбу своих деревянных «прабабушек». У руководства города в свое время были планы сделать виадук и связать трамваем центральную и восточную части города. Но случилась война, потом разруха, потом — восстановление. Виадук (ул. Магистральная) появился только в 1965 году.
Новороссийцы с большим удовольствием прочли эту историю про трамвай. Многие считают, что такой транспорт очень нужен в Новороссийске, а в Восточном районе – особенно.