Горсть таблеток запила спиртом

Алкоголизм – это болезнь, неизлечимая, хроническая и прогрессирующая. По данным Всемирной организации здравоохранения, 42,7 млн жителей нашей страны подвержены «тяжелому эпизодическому пьянству». Ежегодно от отравления спиртным в России погибает 12,6 тысячи человек. В два раза больше людей умирает от болезней, вызванных употреблением спиртных напитков. От алкогольной кардиомиопатии в прошлом году умерло 17,3 тысячи россиян, 10,2 тысячи человек скончалось из-за алкогольных болезней печени, 3,1 тысячи — из-за дегенерации нервной системы, 1,7 тысячи — из-за пагубного употребления алкоголя. А еще алкогольная зависимость может развиваться десятилетиями. Постепенно человек погружается на дно жизни, мучая своих родственников. Вылечить алкоголика медикаментозно практически невозможно. Ведь алкоголизм – это душевная и духовная болезнь. Но выход есть.

Алкоголичка из Краснодара по имени Алена, по виду которой не скажешь, что у нее проблемы со спиртным, рассказала, как она в одночасье оказалась на дне. Женщина работала врачом реанимации. В тридцать лет потеряла мужа. Тоска по любимому человеку заставила ее взяться за стакан. Очень быстро женщина стала хроническим алкоголиком и ушла жить на улицу, бросив на маму двух дочерей. Четыре года алкоголизма довели ее до крайней стадии. Однажды она горсть таблеток запила чистым спиртом. Клиническая смерть. От отравления ее спасли коллеги-медики. А душу вылечили такие же алкоголики, которые с визитом пришли в стационар наркодиспансера Краснодара, на улице Тюляева,16, где лечилась Алена. С тех пор она ни разу не взяла в рот спиртного. Восемь лет она трудится в сообществе анонимных алкоголиков и рассказывает другим зависимым, как выкарабкаться.

Не терапия, а добрые беседы

Сегодня в России работает более тысячи групп анонимных алкоголиков (АА), где зависимые занимаются по духовной программе «12 шагов», которую придумали два алкоголика более 80 лет назад. В Краснодаре таких групп 12, в Новороссийске – две. Бесплатные собрания проходят каждый день. То есть каждый день человек, у которого проблемы со спиртным, может получить духовную помощь.

У нас не терапия. Каждый человек на собрании делится своим опытом трезвости. Главная цель нашего сообщества — нести людям весть, что спасение есть! Мы умирали от этого заболевания, но научились с ним жить. И наши собрания нацелены, прежде всего, на новичков. Нет ситуации, с которой нельзя не справиться. Мы не спорим, не дискутируем, не переубеждаем. Если люди умеют пить, пусть пьют. Мы же не умеем пить. Поэтому мы здесь, — говорит Алена собравшимся. – Наши собрания проходят на разных территориях, даже в окопах.

При храмах — свои группы трезвости

Оказывается, в Новороссийске активно создаются группы АА при православных храмах. Перед собравшимися выступил благочинный храма Новомучеников и исповедников российских отец Антоний Новицкий, который курирует три реабилитационных центра для зависимых в Новороссийске. Он же организовал при своем храме группу для зависимых «Купола». Отец Антоний рассказал об одной удивительной встрече с мужчиной, который сидел на лавке в церковном дворе и плакал. Полтора часа священник проговорил с этим прихожанином, который оказался бывшим наркоманом. Он находился в тяжкой жизненной ситуации, его бросила семья, а руки его были изрезаны лезвием.

— Этот мужчина рассказал мне, как тяжело выйти из зависимости. Однако у него хватило сил. И он мог научить этому других зависимых. Я видел перед собой искреннего и чистого человека, который страстно желал исправить свою жизнь, — говорил отец Антоний.

Такая группа появилась при храме на Южных прудах. Туда приходят зависимые, которые рассказывают о своих чувствах, помогают друг другу.

Коллегу поддержал иерей Виталий Казин, координатор по утверждению трезвости Новороссийской епархии. Он дал понять, что с деятельностью сообщества АА знаком давно.

Первая мысль у меня была, не секта ли это? – рассказывал отец Виталий. – Но я знал о такой деятельности при Даниловском монастыре, где отец Андрей, в содружестве с АА, вел группы для зависимых, и вполне успешно. Мы же практикуем преодоление болезненной тяги к спиртному воцерковлением: православная реабилитация предполагает обеты трезвости. Но не все современные люди желают воцерковляться. Тогда я даю таким людям визитку в группу АА.

Священник рассказал, что еще одна такая группа трезвости начала работу при храме в Гайдуке. Особенно туда приглашают тех пьяниц, кто приходит к храму попрошайничать.

«Феникс» спасает новороссийцев

На форуме присутствовали представители разных организаций, которые соприкасаются с семьями алкоголиков. Специалист реабилитационного центра для несовершеннолетних в Новороссийске рассказала, что в этом центре в основном находятся дети из неблагополучных семей, чьи родители зависимы. В Новороссийске, по ее данным, сейчас на учете 163 семьи в социально опасном положении, из них 63 семьи, где родители пьют. Специалисты центра опекают такие семьи, пытаются достучаться до неблагополучных взрослых. Самое страшное, когда дети в таких семьях остаются сиротами.

Доктор-нарколог новороссийского наркодиспансера Анна Затулина рассказала, какая громадная работа проводится ее учреждением с подростками, которые из-за своих нездоровых предпочтений оказалось на учете.

Бурные аплодисменты достались доктору-наркологу Александру Естегнееву, который двадцать лет назад помог появиться группе АА «Феникс» в Новороссийске.

В 90-х меня судьба привела на службу в наркологию, — рассказывал свою историю доктор Александр. — Но у меня не получалось в полной мере помогать людям, страдающим алкоголизмом. У меня случился личностный кризис. Кто я вообще такой и что я сделал для этого общества? Я начал читать литературу, искать дополнительную помощь. Поехал в Москву в институт психотерапии, узнал о программе «12 шагов». А затем создал группу АА в Новороссийске. И мне стало легче как профессионалу. Я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает исцеляться алкоголикам. Это глубокое служение другим людям, — завершил свое выступление доктор Александр Естегнеев.

Член АА из Краснодара Константин сказал, что содружеству удалось заключить договор о сотрудничестве с учреждениями ФСИН. И это очень важно. Теперь группы будут работать в колониях и тюрьмах.