Премьера спектакля Новороссийского муниципального драматического театра им. В. Амербекяна состоялась 16 марта этого года. О предстоящей постановке много говорили. В частности, и о том, что нужна очень оригинальная режиссерская находка, чтобы спектакль не был похож на постановки знаменитых мастеров.
Расскажу о том, что получилось.
Миром правит любовь
Почему в НМДТ «замахнулись на Шварца», рассказал за несколько дней до премьеры главный режиссер НМДТ им. В. Амербекяна Евгений Кушпель.
– Идея спектакля витала давно, была мечта сделать романтический спектакль. Сказки и удивительных вещей нам в повсе-дневной жизни очень не хватает. Этот бесконечный прагматизм, который заедает людей, губителен в конечном итоге. Жизнь проходит, а вспомнить нечего, разве только то, как зарабатывал деньги. Так, к сожалению, живут сегодня многие. А хочется… чуда! И когда мы с директором городского театра Олегом Берединым увидели в Санкт-Петербурге мюзикл «Обыкновенное чудо», то решили, что обязательно нужно поставить этот спектакль, – рассказал предысторию мой собеседник.
Режиссером «Обыкновенного чуда» от НМДТ стал номинант «Золотой маски» Петр Норец.
Он уже ставил для нашего театра спектакль «Что-то зазвенело» (12+). В этот раз некоторые репетиции проводились в дистанционном режиме по видеосвязи, поскольку Норец вел одновременно несколько проектов. Вторым режиссером стала Виктория Десятова.
– Одноименный фильм Марка Захарова – это эталон, а нам нужен был СВОЙ спектакль, – рассказала подробности театрального закулисья Виктория Игоревна. – Петр Норец привнес свежие идеи, которые касались в том числе оригинальной сценографии, музыкального оформления: если текст Евгения Шварца был сохранен, то музыка спектакля – совсем не та, например, что была в фильме. Это современные композиции, которые зрители не ожидали услышать. Еще одна находка – новый персонаж – Палач и Смерть, его играет Тарас Шпетный. Лицо актера зрители видят только под занавес постановки, все это время Смерть передвигается по сцене в жутковатой маске, позванивая колокольчиком. Кстати, маску привез из Москвы режиссер, как и многие элементы декораций.
«Обыкновенное чудо» в прочтении нашего театра действительно отличается от других спектаклей.
Находка режиссера – сопроводить одного из главных героев – Юношу – Медведя (его играют Алексей Травкин и Дмитрий Федотов) плюшевыми дублерами – медвежатами всех размеров и мастей. Они – тоже безмолвные участники спектакля.
Почему Волшебник (его играет Евгений Кушпель), встретив однажды в лесу молодого медведя, решил превратить его в прекрасного Юношу? И вот теперь от этого столько проблем? Этот вопрос не дает покоя Жене Волшебника (ее играет актриса Елена Вербицкая).
«Что же будет с этими детьми? С их любовью?» – искренне переживает Жена Волшебника, упрекая мужа за его затею с превращениями.
«Я не могу не затевать, милая моя! – отвечает ей Волшебник. – Таким уж я на свет уродился. Хотел поговорить с тобой о любви, но я же волшебник».
Долгожданный поцелуй
И Вот она, премьера! Весь зал с замиранием сердца следил за развитием сюжета. Актерам удалось вовлечь в воронку этой лихо закручивающейся интриги и тех, кто читал произведение Шварца, и тех, кто смотрел многие постановки с экранизациями, и, скажем, совсем «новеньких».
Юноша снова станет Медведем, если его поцелует Принцесса (актриса Екатерина Васечко). И встреча с нею происходит.
В этой сцене красноречивее всяких слов стал танец двух влюбившихся друг в друга молодых людей. Сцена не оставила равнодушным ни одного из зрителей, и в подтверждение этому грянули аплодисменты. Но ведь это – только начало!
Узнав, что его возлюбленная – самая настоящая Принцесса, Юноша бежит от нее. Но любовь, как вы знаете, рушит все преграды.
Поцелуй влюбленных получился очень сильной сценой в этой постановке. Гаснет большой свет, раздается треск, по сцене передвигаются тени, слышится медвежий рык. Лица актеров в этой полутьме искажены, и каждый зритель с нетерпением напрягал зрение, чтобы увидеть… что? Да чудо, конечно же! Мы же все его так ждали!
Играют все!
В этом спектакле, который получился легким, сказочным, с оттенком легкой грусти, с элементами мистики, каждый нашел истину для себя.
– А как было у Шварца? – спрашивали зрители, выходя из зала. Надо бы перечитать!
У некоторых зрительниц слегка поплыла косметика – результат от пережитых эмоций.
А детали остались за кулисами.
– Над сценой встречи Принцессы и Юноши, собственно, это танец, мы очень долго работали, и здесь секрет успеха – гениальная хореографическая постановка Александра Алексанина плюс, конечно же, игра актеров, – поделилась после спектакля Виктория Десятова.
Что касается декораций в этом спектакле, то они не совсем обычны. Скажем, плюшевые мишки на сцене оживают и становятся не просто элементами декораций, а актерами.
Монументальный шкаф с несколькими дверцами – это не совсем мебель, а своеобразный портал в прошлое и будущее.
Актеры на сцене надевают маски, замысловатые головные уборы в виде замков и башен (такие на головах у фрейлин, которые сами актрисы и мастерили). А как же иначе, если сюжет требует перевоплощений?
А еще в спектакле столько ролей, что хватило почти всем актерам НМДТ. В разных составах Принцессу играют разные актрисы: Екатерина Васечко, Диана Сковрунская и Анна Чекалина.
Помимо основной сюжетной линии, в спектакле есть и еще одна – удивительная история любви, пронесенной через годы. Это любовь Трактирщика (Вячеслав Милентьев, Олег Моисеев) и Придворной дамы (Виктория Десятова, Елена Кабанова).
«Классическую историю Евгения Шварца про превращение медведя в человека и его встречу с принцессой мы преобразили в исследование об ответственности друг перед другом, а также о любви человека к человеку», – так говорят постановщики и актеры.