Как рассказывают в соцсетях, рыжую нутрию принес мужчина, который уже переселил зачем-то в лагуну предыдущих ее сородичей. «Она самая ручная, в воду идти не хотела, сидела и грелась на солнышке», рассказала Виктория, наблюдавшая эту картину. По ее словам, мужчина на время забрал животное домой, но постепенно будет приучать к лагуне.

В конце 2023 года, по словам экологических активистов, в лагуне обитали 5 нутрий. Две нутрии появились в водоеме в 2022 году. Их принесли сюда добрые люди, им жалко было животных, которых в домашнем хозяйстве ожидала известно какая участь. Два самца прижились.

10 декабря 2023 года новороссиец выпустил  в лагуну еще трех разнополых зверьков. 2 февраля 2024 года семейная пара нашла нутрию в ливневке на улице Луначарского и тоже принесла в лагуну. Потом одна  нутрия была найдена мертвой… Короче, сколько сейчас грызунов в лагуне, доподлинно неизвестно.

Но сколько бы их не было, нутрии представляют потенциальную опасность для особо охраняемой территории, которой является Суджукская лагуна. Это уже сейчас маленькая колония грызунов.

Их может стать гораздо больше при благоприятных условиях. За год одна самка способна принести два-три помета щенят. В одном помете обычно четыре–пять детенышей. То есть, уже в этом году в сообщество грызунов может пополниться 12–15 особями. 

Если такое произойдет, то наверняка большинство горожан будут радоваться, выкладывать восторженные снимки.

А кто-то задумывается, что произойдет с экосистемой памятника природы? Нутрия в нее никак не вписывалась, когда создавалась ООПТ.

Нутрия – это южноамериканский вид, который вносит довольно существенные изменения в любую экосистему. Животные опасны для хрупких краснокнижных орхидей, ирисов, белоцветников. Они могут поедать яйца редких птиц, которые гнездятся на лагуне.

Когда на особо охраняемую природную территорию  без подготовки, без изучения последствий, без разрешения природоохранных структур вселяют новый вид животных, это явное противоправное действие, ведь вселение нового вида может быть опасно для существующей экосистемы, — сообщил «Новороссийскому рабочему» специалист по ООПТ, кандидат биологических наук Антон Попович.  — Тогда смысл создания особо охраняемой природной территории теряется, потому что будет происходить изменение экосистемы. А ООПТ существуют для сохранения экосистем. 

Это на территориях для отдыха можно разводить какие-то виды животных, не свойственных этой местности. Но при этом контролировать, чтобы они не попадали в природу.

Суджукская лагуна, Прилагунье, Цемесская роща, Южные пруды и т.д. – это не парки. Люди, которые посещают лагуну, думают, что этот природный уголок оставлен для них и что они могут его облагораживать. Но это не так. Просто люди не знают и не понимают этого, считает Антон Попович.