Богатство газетных подшивок

Было бы слишком традиционно говорить об ушедшем коллеге, вспоминая лишь эпизоды из жизни, связанные с ним. Писатель, сатирик, краевед, отдавший работе в «НР» 27 лет, Евгений Лапин, безусловно, должен был прозвучать по-новому.

В стенах редакции мы, журналисты «НР», придумали совершенно неожиданную форму для такого мероприятия – «Лапинские чтения», где впервые юмористические миниатюры нашего коллеги, опубликованные под рубрикой «Сикось-накось», должны были звучать. Именно звучать, ведь их никогда ранее не читали вслух. А читать их должны были, по нашей задумке, друзья Жени – люди, о которых он писал на страницах газеты «Новороссийский рабочий».

Фото Дмитрия Хмелькова.

Мы приступили к реализации плана. Из архивов «НР» были вытащены старые подшивки газеты, мы оцифровали публикации под рубрикой «Сикось-накось» за 1999 год. Это год расцвета сатирического творчества Евгения. В начале двухтысячных рубрика перестала существовать. Но количество написанных автором миниатюр за пять-семь лет работы в редакции исчисляется сотнями! Тексты Лапин писал не только для новороссийцев, но и для легендарных юмористов-сатириков, как Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов.

Фото Дмитрия Хмелькова.

Мы предложили миниатюры Жениным друзьям. И отказа не было. Творческая интеллигенция приняла это предложение на ура! Всем хотелось попробовать себя в новом амплуа – артиста, мастера юмористического жанра. И вот 10 февраля участники вечера памяти собрались в стенах редакции.

Абсолютно все стулья, собранные «под завязку» в наших кабинетах, в этот день были заняты. На встречу пришло более тридцати человек. Глаза некоторых блестели от слез, люди шли с цветами. В числе приглашенных на вечер была и дочь Лапина, Елена.

Оригинал со школьной скамьи

Вот это подарок! Пришла Олимпиада Александрова – классная руководительница, учительница русского языка и литературы Евгения. 88-летняя женщина с радостью откликнулась на призыв вспомнить любимого ученика. И на встрече озвучила такие факты о своем Женечке, которые в этом зале не знал никто.

– У нас с Женей сложились теплые отношения, – вспоминала Олимпиада Петровна. – Я заметила у мальчика особый интерес к слову, русскому языку. Он меня ел глазами, жадно впитывая знания. Женя собирал мудрые мысли великих людей. В школьные годы у него уже была внушительная коллекция высказываний мыслителей разных эпох – от древнегреческих до современных.

А однажды в классе случился такой инцидент. Евгений Лапин сделал ошибку в диктанте – слово «оригинальный» написал с буквы «а». Учительница снизила оценку на балл. Евгений тогда в работе над ошибками всю тетрадь до самого конца исписал словом «оригинальный». Оригинально поступил, не правда ли?

Учительница призналась, что в советские времена, когда каждая тетрадь для контрольных работ была на учете у завуча, назревал скандал. Ей могло влететь! Тогда Олимпиада Петровна решила навестить ученика дома, побеседовать с родителями. Но когда она пришла к Лапиным, то увидела маленького мальчика, из синих глаз которого текли слезы раскаяния. Сердце ее сжалось от сострадания к ребенку.

Инцидент замяли. А дружба с Евгением сохранилась на долгие годы. Одноклассники ежегодно собирались на посиделки у любимой учительницы. И всякий раз Евгений Лапин отличался оригинальностью подхода к встречам. То придет в зеленом и принесет все зеленое к столу (огурец, салат, зеленый лук, руколу, кинзу). То сделает смешные этикетки на бутылках с персональными надписями для каждого одноклассника.

И всегда он думал обо мне. Всегда! Это было так приятно! – вспоминает бывшая учительница.

Заглянул во внутренний мир алкоголика

Но вот и наша импровизированная сцена. Перед выходом на нее кто-то перечитывает монологи, кто-то подкрашивает губки.

Первым к публике выходит руководитель Новороссийской лиги КВН Дмитрий Ходырев, с которым Лапина связывала 20-летняя творческая дружба. Евгений писал заметки о КВН, был членом жюри и даже регулярно получал в свой адрес со сцены колкие шутки кавээнщиков.

Хотелось, чтобы человек с режиссерским образованием задал лихой тон творческой встрече в таком формате. Дмитрию досталась миниатюра под названием «Запой по телефону», где запой – это имя существительное.

«– Алло, это «Скорая алкогольная помощь»?

 – Hy?

– Дурно мне, ой, как мне дурно…

– Понял. Щас. Я как раз хотел сесть за стол, у меня после вчерашнего много осталось.

– Осталось после вчерашнего? Счастливый! У меня так не бывает.

– Верю, сам такой. Ну а если очень сильно захотеть?

– Так вот именно поэтому, ик, так и не бывает. Годы дают знать…»,

– начал Дмитрий диалог двух пьяниц.

Зрители покатывались со смеху, удивляясь, как Евгений Лапин изящно выписал в нескольких репликах состояние абстиненции и коллективное злоупотребление алкогольными напитками.

– Самое удивительное для меня, что Евгений Лапин не злоупотреблял напитками, но как лихо он воссоздал диалог двух пьяниц, – восхитился Дмитрий Ходырев мастерству журналиста.

Режиссеру театра-студии «Парадокс» Александру Уварову достался сложный в прочтении монолог «Вести имени Мюнхгаузена». Одних только фамилий выдающихся личностей в этой миниатюре аж 24.

«…Вдруг посетили меня мыслишки имени Фрейда с чувством комедии имени Фениты, что в переводе имени означает: в банк имени Гобсека залетел буревестник имени Горького. Встаю с дивана имени Обломова, смотрю в зеркало имени Тарковского и вижу лицо имени Крыльца. Надеваю шинель имени Гоголя с орденами имени Брежнева и иду мимо пожарного депо имени Прометея в столовую имени Гаргантюа, где топором имени Раскольникова раскалываю яйцо имени Сальмонеллы»,

– читал Уваров с серьезным лицом, с таким же Лапин читал свои шутки, посвященные коллегам, в стенах редакции на наших творческих посиделках.

Александр Уваров, режиссер театра «Парадокс», привык экспериментировать на сцене. Фото Д. Хмелькова.

Переписал классику на новый лад

Заслуженный учитель Кубани, писатель Виктор Пахомов редактировал три книги Евгения Лапина и сблизился с нашим коллегой в последние годы его жизни.

Виктор Пахомов может рассказывать о дружбе с Евгением бесконечно. Фото Д. Хмелькова.

Виктору Борисовичу, педагогу с большой буквы, мы предложили прочесть миниатюру Лапина на тему известных даже двоечнику цитат из романа в стихах «Евгений Онегин». Лапин гениально прокомментировал классику в современном стиле, на злобу дня, как говорится. А публика от души похохотала над ассоциациями, правда, некоторые герои миниатюры уже давно сами стали историей.

«Бывало, он еще в постели, к нему записочки несут» (метод работы Бориса Ельцина: если он не выходит из ЦКБ, то к нему идут в ЦКБ на доклад).

«В Молдавии, в глуши степей» (намек на то, что именно здесь начался политический взлет генерала Лебедя).

«Зато читал Адама Смита» (Егор Гайдар, куда, куда вы удалились?).

«Но вреден север для меня»
(так вот почему Собчак оставил
Питер и перебрался в Париж?!).

«Жил-был художник один…»

Краевед Галина Кольцевая следит за публикациями в «НР» с 70-х годов прошлого века. Приход в редакцию нового журналиста Лапина она восприняла с интересом. Ведь ее занимала тема новороссийской истории, которой был увлечен и Женя. С Лапиным Галина Кольцевая познакомилась на заседаниях клуба любителей истории «Истоки», знакомство переросло в многолетнюю дружбу.

– Он был до невозможности скромный, таким остался до конца жизни, – вспоминает Галина Леонидовна. – Знал историю Новороссийска и гордился городом, в котором живет. Я любила споры с Евгением Олеговичем на исторические темы.

А еще Галина Кольцевая знает то, чего не знает никто: Евгений великолепно рисовал. И мы, его коллеги, тоже об этом не знали, как и о том, что Женя отменно разбирался в живописи. Его комментарии к произведениям искусства на вернисажах – это что-то!

Галина Кольцевая прочитала монолог Евгения Лапина «Гладков уничтожает «Цемент», где автор дает читателю возможность пофантазировать на тему: что будет, если пленку нашей жизни включить в обратную сторону?

Мечтали попасть в юмореску

Мой любимый монолог «Открытое письмо, найденное за печкой» — про тайную жизнь тараканов, очень похожих повадками на людей, прочитал турист Анатолий Нечаев, который знаком с Лапиным с тех лет, когда Женя весил еще 70 килограммов, и в помине не было смартфонов.

Анатолий Нечаев вспомнил свои частые визиты в редакцию на интервью и кабинет Лапина, полностью заваленный рукописями, под потолок. «Даже чтобы присесть на стул, нужно было убрать в сторону какую-то важную папку с документами», – вспоминает Нечаев.

Писатель Николай Шибанов восхищался душевными качествами нашего коллеги – он был тонким и тактичным человеком, который никогда никому не жаловался на свое здоровье. Чувство юмора Евгения искрило. Каждый член писательских «Посиделок» жаждал, чтобы Евгений отпустил в его адрес свою особенную шутку. Однажды такой шутки дождался и Николай Шибанов.

Николай Иванович, исполнявший монолог на тему Всемирного дня рыболовства «Ну и хек с ними», доказал, что он обладает актерским талантом. Как выяснилось, писатель в юности играл в ТЮЗе.

У каждого выступающего на «Лапинских чтениях» была своя особенная история знакомства с Евгением. Поэтесса Алла Шкаровская познакомилась с журналистом на новогоднем вечере в турклубе, где Аллочка выступала в роли Снегурочки. Потом в «НР», в спортивной хронике, вышла заметка, где была строчка: «На новогоднем вечере образ Снегурочки хорошо удался Алле Шкаровской». Эту заметку Алла хранит всю жизнь и принесла на вечер памяти. Здесь она прочитала вслух пародию на сказку о Колобке, которая у Лапина называется «Пицца».

Алла Шкаровская исполняет монолог о нелёгкой судьбе пиццы. Фото Д. Хмелькова.

Предвидел эпоху потребления

Евгений Лапин имел свой, особый взгляд на классиков русской литературы. Поэтесса Лина Бекян прочла монолог Лапина «Новинки побарабанного обучения». Вот отрывок про произведение А. Грибоедова «Горе от ума»:

«Пытаясь жить по совести, Чацкий (нереальный, выдуманный герой) входит в конфликт с окружающим миром, везде наталкиваясь на непонимание и ложь. По-хорошему ему бы ради карьеры надо прислуживаться, но он уже пробовал так, и его от этого постоянно тошнило (рецепты от тошноты см. в выпусках «Полезной страницы» «НР»)».

Удивительно, но уже тогда, 25 лет назад, Евгений Лапин предвидел, что наше общество накроет эпоха потребления. Монолог «Человек еды» о культе съестного прочел генеральный директор ООО «Издательство «Новороссийский рабочий» Олег Дынник, продемонстрировав свою прекрасную дикцию:

«Я тут недавно пытался потребительскую корзину собрать, так смех получился. Корзина-то больше весит, чем содержимое в ней. Очень бы хотелось также в этом еще тысячелетии выяснить, почему наш набор надо складывать в корзину, передовую емкость из жизни прошлых веков? Почему не в продовольственный кулек или продовольственный кейс? Хотя в нашей стране еще долго многое будет идти прямо в корзину».

Ходил до последнего

Праздник смеха перешел в грустную тональность, когда гости стали вспоминать последние дни жизни журналиста. Он страдал от диабета, три года практически не спал, очень болели ноги. Но каждое утро в любую погоду он надевал свои летние сандалии, потому что опухшие ноги не входили в другую обувь, и шёл на работу.

В прошлом корреспондент «НР», а ныне куратор выставок и художник Екатерина Вербицкая со слезами на глазах вспоминала друга, с которым просидела в одном кабинете несколько лет.

Редактор журнала «Истоки» Алевтина Коновалова говорит, что она и ее единомышленники пробили через фонд «Филантроп» инвалидную коляску для Евгения. Но он ею так и не воспользовался. Или не хотел ею пользоваться.

– Женя, несмотря на все, продолжал юморить. Лежит на кушетке в кабинете доктора и отпускает шутки, – вспоминает Татьяна Кириленко, бывший генеральный директор издательства «Новороссийский рабочий», которая проблему со здоровьем Евгения Лапина восприняла близко к сердцу и до последнего его вздоха помогала ему на работе и в быту.

Татьяна Николаевна стала последней, кто видел Евгения живым. Журналиста, писателя, сатирика убил третий инсульт.

После торжественной части прозвучало еще много воспоминаний о Евгении. Память о нем почтили минутой молчания.

«Лапинские чтения» состоялись. А ведь мы приподняли только верхний пласт необъятного Жениного творчества. Приглашаем наших читателей на следующий фестиваль юмора и сатиры, который, надеемся,  состоится 10 февраля 2025 года.