Последний (очень надеемся, что именно последний) четвёртый кассационный суд общей юрисдикции поставил жирную точку в этом затяжном споре.
Суджукская лагуна – это памятник природы краевого подчинения, нагульный водоем для рыбы и место обитания и отдыха на пролёте более чем 200 видов птиц. Лагуну соединяет с Черным морем тоненький перешеек — проран. По мнению защитников природы, этот проран должен быть отрытым – чтобы рыба могла свободно заходить в лагуну, а вода постоянно циркулировать между морем и памятником природы.
Продолжительное время экологи доказывали Министерству природных ресурсов Краснодарского края, что кто-то должен открывать проран. Азово-черноморская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прорана вышла с иском в суд. Судебное решение, принятое в 2021 году, было справедливым – проран нужно открывать. Министерство природных ресурсов до 2023 года проводило научные исследования памятника природы. Незаметно пролетел еще один, 2023 год.
Однако решение суда так и не было исполнено. Проран так и не перешел полностью на попечение Министерства, все это время его продолжали открывать добровольцы-волонтеры. А дежурная лопата, которую оставляли перед прораном и которой мог воспользоваться каждый, стала символом борьбы за проран.
Министерство природных ресурсов края весь предыдущий год продолжало в кассационных инстанциях настаивать на отсрочке решения суда.
— Министерство природных ресурсов подало заявление в суд с требованием отсрочки решения, — поясняет «Новороссийскому рабочему» итоги судебных тяжб заместитель Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, советник юстиции Андрей Могилкин. — Как объяснили представители министерства, есть сложности с раскрытием прорана – там ведь применение спецтехники запрещено. Его можно открывать исключительно вручную. Требовалось дополнительное время, чтобы найти специальную организацию для такой работы. Но последний суд кассационной инстанции общей юрисдикции, который состоялся в начале февраля 2024 года, оставил решение суда о немедленном его исполнении в силе. То есть проран должен быть открытым все 365 дней в году. И это забота министерства. Природоохранная прокуратура нацелила службу судебных приставов привлекать к административной ответственности должностных лиц министерства и предупреждать их об уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Андрей Могилкин высказал надежду, что это был финальный суд, и отступать Министерству больше некуда. Как стало известно заместителю прокурора, Министерство природных ресурсов направило коммерческие предложения разным организациям, и в ближайшее время станет ясно, кто будет ухаживать за прораном.
— Такое решение суда закономерно. И, слава богу, что закон на стороне закона, — комментирует событие новороссийский эколог Вениамин Голубитченко. – Удивляет, что Министерство природных ресурсов все это время пыталось отпихнуть от себя, отсрочить это решение суда. И тем самым, на мой взгляд, сделало лишь хуже Суджукской лагуне.