«Это просто война, это просто разлука,

Это просто беда да, да, что на землю пришла,

Это просто судьба, злая доля и мука,

Это просто война, что мальчишку нашла,

Это просто война…»

Эту пронзительную песню, которую исполняют актеры театра невозможно слушать без слез. Да и сами артисты признаются, что каждый раз глаза у них на мокром месте.

Сценарий, политый слезами

Постановка погружает зрителей в атмосферу холодных февральских дней 1943 года. Мы слышим грохот бомбежки, свист пуль, вой ветра, ощущаем на себе жуткие порывы сурового норд-оста. Как это удается воссоздать актерам и сценаристам? Сказать сложно.

Каждый год, накануне операции «Бескозырка», наш театр дает такие спектакли.

Это не одна и та же постановка, каждый год я пишу разные сценарии. Для меня  время их создания – примерно два месяца беспрерывных слез, — поделилась сценарист спектакля «Легендарный десант» Валентина Кушпель, которая тщательно изучает и архивные документы, и книги, и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, пытаясь каждый раз по-новому подать исторический материал. – В этом году мы решили большое внимание уделить теме любви. Речь идет о любви матерей, жен, любви к Родине тех, кто отдавал свои жизни в боях за Новороссийск.

Время такое

Само время сегодня внесло свои корректировки  в тему  войны. Некоторые  актрисы театра проводили в зону СВО родных людей. Наверняка и среди зрителей есть те, кто переживает за своих близких. Это породнило героев нашего времени с легендарным десантом Цезаря Куникова, —  считает Валентина Кушпель.

Вот почему при работе над сценарием было решено взять песни не только прошлых лет, но произведения современных авторов, того же Шамана (Ярослава Дронова — прим. авт.).

Валентина Анатольевна поделилась, что в этом году она много любопытных, и как оказалось, не слишком известных новороссийцам фактов, она почерпнула из книги Георгия Холостякова «Малая Земля».

И еще мы решили уделить внимание тому, как в Геленджике  шла подготовка десанта к высадке на Малую Землю, познакомить новороссийцев с уникальными методами тренировки куниковцев.  легендарного десанта и для этого приоткрыли секреты его подготовки на «геленджикской стороне», потому что далеко не все  знают интересные исторические факты. 

Настоящим «гвоздем» постановки стала песня «Вечный огонь» Валентина Гафта.

«Нет, не спрятался я неизвестным солдатом в могиле,

Я лежу и слежу, чтобы вечный огонь не угас.

Мы земное свое не дожили, не успели, не долюбили,

Чтоб никто не убил недолюбленных вас…»

Эта песня не только о героях Великой Отечественной войны, а о героях  всех войн. Так же, как и песня Максима Фадеева «Я вернусь», и пронзительное произведение «Белый снег» Георгия Тесля – Герасимова.  Многие песни мы сопровождаем оригинальными хореографическими композициями. Современные произведения очень гармонично перекликаются с творчеством военных лет, таких как песня мотоботчиков,  — рассказала Валентина Анатольевна.

Впервые на сцене воспроизведены истории из книги Георгия Холостякова.

Например, одна из них – о том, как глухой ночью старший лейтенант Ананьин из 305 -го батальона на свой страх и риск переплыл полбухты, чтобы снять водруженный на Восточном молу порта фашистский флаг.

Командир батальона, увидев, как Ананьин является под утро и раскручивает с себя полотнище с черной свастикой, возмущается:

— Да как ты смел без моего разрешения?

А тот отвечает:

— Разве бы вы пустили?  Победителей не судят!

Слово молодым

В «Легендарном десанте» участвует много юных актеров из театральной студии и хореографического ансамбля «Колибри».

фото Анатолия Позднякова

Корреспонденту было интересно, как они воспринимают спектакль.

— «Легендарный десант» меня изменил. Я стал более внимателен к нашим памятникам войны, мне интересно, кому они поставлены, при каких обстоятельствах герои совершали свои подвиги, — поделился Илья Шульга.

— Я не могу спокойно смотреть и слушать сцену монологов матерей.

Когда слышишь слова: «Сынок, может, ты похоронен здесь? Или здесь?» — ощущаешь всю глубину горя этих женщин, — рассказала Илона Бессмертных.

фото Анатолия Позднякова

 Действительно, сцена, сыгранная ведущей актрисой НМДТ Викторией Десятовой, в которой звучат стихи:

«Я завтра буду ждать на перекрестке,

И послезавтра снова буду ждать…

Не веря пожелтевшей похоронке,

Пока жива, ждать сына будет мать!» — до глубины души потрясает.

Студентка социально-педагогического колледжа Лиза Алимова не понаслышке знает, что такое взрывы. Девушка приехала из ЛНР к своей тете и двоюродной сестре. Ее родители остались в городе Красный Луч. Всю боль, все тягостные впечатления, которые может принести война, юная актриса пытается донести до зрителей.

— А я когда выхожу на сцену, то вспоминаю историю своего прадедушки, — поделилась Анжелина Аветисян. – Его фашистская пуля настигла в возрасте 80 лет. Да, так бывает, вражеский снаряд, оставшийся в организме, долго не давал о себе знать, а потом вдруг пуля сдвинулась…

Честное слово, не ожидала от юных актеров столь глубокого проникновения в материал. Подростки выходили из-за кулис потрясенные, заплаканные, старались подбадривать друг друга.

Те из их товарищей, кто смотрел «Легендарный десант» из зала, впечатлились видеорядом, который демонстрировался на большом экране.

Исторические параллели

Как ни сложно каждый раз находить что-то новое для видеоряда, мы никогда не повторяемся, — говорит режиссер спектакля Евгений Кушпель. – Стараемся использовать новые технические возможности. Например, в этом году у нас впервые используется баннерное оформление кулисы и светодиодный экран. Параллели с сегодняшним днем, со специальной военной операцией у нас прослеживаются не только в сценарии. Для видеоряда я брал материал из социальных роликов, где провожают ребят на СВО. Более того, в спектакле играют непосредственные участники специальной военной операции. Наши актеры – Сергей Дозорцев и Григорий Чихонов неоднократно бывали в горячих точках.

«Легендарный десант» — это тот спектакль, который прочувствован каждым актером изнутри. Так говорят все, кто его видел.

Вы еще сможете увидеть литературно -музыкальную композицию «Легендарный десант».

Фоторепортаж Анатолия Позднякова

Информационный обзор редакции