Государь, утверждая документ, оставил резолюцию: «Очень надеюсь, что министр финансов найдет возможность дать средства на столь необходимое сооружение».
Данный проект стал разрабатываться Посьетом еще в 1875 году, когда министр объехал все наше черноморское побережье и посчитал, что именно Цемесская бухта есть наиболее удачная для выхода к морю для продукции сельскохозяйственных районов страны. Здесь нужен порт пропускной способностью до 32 миллиона пудов грузов, министр тогда же точно определил, как должны быть ориентированы основные пирсы, чтобы нивелировать угрозы северо-восточного ветра. Константин Посьет также указал, что к будущему порту необходимо обязательно подвести железную дорогу. В те же годы началось изыскание трасс для будущих железнодорожных веток. В 1884 году, после всестороннего обсуждения было решено, что дорога должна строиться по линии Тихорецк-Новороссийск через Екатеринодар (Краснодар). Концессию на строительство получило акционерной общество Владикавказской железной дороги.
К тому времени проект доработал известный в то время инженер-портостроитель Михаил Лисовский, который указал на обязательную ориентацию причалов в направлении с северо-востока на юго-запад, что наиболее благоприятно как для стоянки у них судов, так и для сохранности грузов. К сожалению, сиюминутные коммерческие выгоды возобладали над целесообразностью и из-за большого отставания в строительстве портовых сооружений от железной дороги, последнюю «временно» завели на деревянные пристани, построенные совершенно в другом месте — в северо-западной части бухты и сориентированные неблагоприятным образом, без учета воздействия местной «боры».
Первые строительные работы начались в апреле 1886 года в районе нынешнего СРЗ. Так порт получил в XIX веке второе дыхание и его возможности оценивались в обработке ежегодно 38-40 млн. пудов (608-640 тыс. тонн) грузов. Проект позволил бурно развивать весь регион и сделать из порта в нашей бухте главный в России терминал по экспорту зерна и цемента, а в последствии, со строительством нефтепристаней, начать и перевалку нефти. Новый русский порт начал свою работу в августе 1888 года, когда загрузил экспортной пшеницей первый пароход «Мингрели», принадлежащий французской компании.
Сегодня Новороссийский порт — самый крупный из 63 в России и третий в Европе, несмотря на санкционное давление, грузооборот стивидорных компаний, работающих в Цемесской бухте, растет.