«Поступив на работу в пекарню в возрасте старше 45 лет (если это удастся сделать в Новороссийске), вы должны понимать, что, скорее всего, никто вас оформлять не захочет, даже если вы – ценный работник. Выгода для хозяина очевидная: за вас налоги государству платить не нужно. Как следствие этого момента – отсутствие оплаты больничных и отпускных.

В первый день работы я опоздала к её началу. Расскажу, почему. Подумала: работаю до 21 часа, по логике вещей – на работу надо успеть к 9 утра. Но я ошиблась. Рабочий день для одного продавца – 13 часов без перерыва на обед. Удивляет, что на дверях пекарни смело обозначено время работы: 13 часов. А приходится работать одному, и присесть некогда, уж вы мне поверьте. Доплаты за переработку нет – вы же не оформлены, ваши права и обязанности нигде не задокументированы.

В конце рабочего дня мне было предложено самой вымыть пол в помещении и вынести мусор в огромном мешке – и всё это без какой-либо оплаты. И так каждую смену. Все возмущения по этому поводу смелых и знающих законы продавцов заканчиваются предложением уволиться.

Со всем багажом университетских знаний я не могла доказать менеджерам пекарни, что горячий чай из кофемашины для детей сырой водой разбавлять не нужно, иначе у ребёнка может завестись кишечная инфекция. А виноватым окажется пекарь, который требования СЭС не соблюдает. Долго доказывала, что морсы должны храниться в холодильнике, иначе начинают бродить. Без толку.

Мои слова только тогда начинали слышать, когда на горизонте маячила проверка. В пекарне боятся проверок и тщательно к ним готовятся: продавцов заставляют мыть двери, окна, фасады. А куда, спросите вы, делись уборщицы? Пусть ты работаешь в перчатках, а потом тщательно моешь руки, но под ногтями частицы грязи и химии всё равно остаются. Если что-нибудь с покупателем нашей продукции случится, то виноват будет кто? Правильно, продавец! Штрафом его, гада! Зачем проводить санитарные дни, ведь выручка теряется?! Зачем вызывать клининговую службу, если продавец на коротком поводке?

Приходит проверяющий. Вокруг уже всё чисто. Придраться не к чему. Начинает… искать мух. Нашёл одну! Дальше следует воспитательная беседа о том, что продавец работает в общепите и в ответе за здоровье и жизни людей.

Других проблем, кроме мух, в работе пекарни контролёр не видит. Или не хочет видеть?

Таких пекарен в городе 15 или даже больше. Не буду утверждать, что везде так, как в той, где я трудилась. Но даже если в одной пекарне такие порядки, с какими я столкнулась, то это беда общегородского масштаба. Ведь покупатели там – люди со всех концов Новороссийска. Кто защитит их здоровье?

Хочу задать и другой вопрос: кто и перед кем ответит за то, что молоденькие девочки за годы стояния за прилавками зарабатывают себе варикоз на ногах, который трудно лечится? А ведь им ещё вынашивать детей и рожать! Повально зарабатывают гастрит от еды всухомятку…

У нас почему-то принято считать: если ты работаешь в сфере обслуживания, то ты – человек второго сорта, и хозяин вправе делать с тобой всё, что ему хочется.

Кто или что сломает эти стереотипы? Кто или что заставит хозяев бизнеса соблюдать КЗОТ, а контролёров – видеть дальше попавшей в их поле зрения мухи? Елена КУШНАРЁВА».