Вопрос «из чего?» — не праздный. Вот известная фраза, произнесенная императором Николаем II, после которой, утверждают историки, и пришла мода на шампанское (сегодня, пожалуй, она может поставить в тупик): «Я люблю Абрау, налейте мне стакан его». Серьезно? «Стакан»?

Пушкинское время

В самом центре «Императорского зала» в музейном комплексе Абрау-Дюрсо располагается особенная витрина. На ней – коллекция бокалов для шампанского 1820-1920 годов.

Два века назад такие держали бледными ручками дворянские дочки, золотая молодежь, швыряли об пол блестящие военные, презентовали свои вирши поэты…

— Кто пил из таких фужеров?

— Такие бокалы могли быть в буфетах, в обиходе людей состоятельных, — рассказывает Елена Петрова, хранитель музейных фондов «Абрау-Дюрсо». — Вряд ли другие слои общества могли себе позволить этот напиток. В конце XIX века бутылка французского шампанского стоила 5-6 рублей. В удельном имении под Новороссийском бутылка выпускалась по цене 2 рубля 50 копеек. Для сравнения, в это время корова могла стоить 70 рублей.

В витрине 16 бокалов. Они все разные. Но, учитывая их возраст и привычки тех далеких времен бить посуду после осушения оземь, все – эксклюзивны. Есть из граненого стекла, из хрусталя, очень красивый из серебра 84-й пробы с золочением. На высоких и не очень высоких ножках.

«Флейта» или «грудь мадам де Помпадур»?

В отдельной витрине – гордость коллекции: торжественный бокал-кубок с монограммой королевской семьи Швеции и Норвегии, первая половина XIX века. Кубок принадлежал основателю действующей королевской династии Жан Батисту Бернадотту. Кубок приобретен в Санкт-Петербурге у частного коллекционера.

Большая часть в коллекции – так называемые «флейты», бокалы с расходящимися кверху краями. Есть и «тюльпаны», у них края сужаются. Вот почти один в один советская граненая водочная рюмка, только больше и на ножке.

Есть в экспозиции так называемая шампанка-креманка, или бокал-купе. Такие были очень популярны в свое время, и хотя сейчас профессионалы категорически отвергают эту форму, сходятся во мнении, что она – не для игристого, креманки часто используют, к примеру, когда строят эффектные праздничные пирамиды из наполненных игристым напитком бокалов.

Кстати, не все знают, что своим рождением эта форма обязана женской груди. По одной легенде, этот бокал по форме и размеру в точности повторяет левую грудь французской королевы Марии-Антуанетты, по другой – левую же грудь любовницы короля, мадам де Помпадур.

Поиски в антикварных лавках

Идея создания этой коллекции возникла у Анны Левычкиной, Директора программ Фонда «Наследие Абрау-Дюрсо», в 2020 году. В год 150-летия Абрау-Дюрсо, в Москве, в Всероссийском музее декоративного искусства была организована большая выставка, посвященная юбилею. На ней были представлены и бокалы для шампанского из фондов музея.

— Экспозиция была настолько яркой и привлекательной, — рассказывает Анна, что родилась идея собрать собственную, для музея «Абрау-Дюрсо», для выставок в Москве.

На сегодня эта коллекция насчитывает несколько десятков единиц хранения и охватывает период от начала XIX века до 80-х годов века двадцатого. Советский период, кстати, тоже невероятно интересный. И, конечно, коллекция продолжает пополняться.

У каждого экспоната – своя неповторимая история. Бокал, связанный с царственными особами, хранится в московской коллекции. На нем — монограмма и корона.

— Я долго искала расшифровку монограммы, — рассказывает Анна. — И однажды, листая альбом о продукции императорского стекольного завода, увидела бокал с ровно такой же! Оказалось, что он из сервиза Великого князя Константина, родного брата Александра II, который и основал «Абрау-Дюрсо»!

Из чего «Абрау» пил император?

— Если уж мы заговорили об Александре Втором, объясните, из какого «стакана» он пил шампанское?

— Я тоже долго искала объяснение его словам. Однажды мне в руки попал дореволюционный прейскурант завода братьев Мальцовых, по которому раньше заказывали посуду, такой своеобразный каталог: название-цена-рисунок. Так вот, там я увидела наименование «стакан шампанский». На рисунке – бокал из тончайшего стекле без ножки. Запомнилась мне и фотография 1913 года, на которой двое военных за столиком, перед ними две бутылки «Абрау-Дюрсо» и – «стаканы» в руках.

Форма имеет значение

В конце 50-х годов потомственный стеклодув Клаус Ридель отметил закономерность: вино, выпитое из разных бокалов, воспринимается совершенно по-разному. Он заинтересовался этой темой, в результате поисков спроектировал форму современного бокала.

— Форма бокала, — объясняет Елена Васильевна, — напрямую влияет на то, как мы улавливаем вкус и ароматы вина. В широком бокале аромат плохо распознается, а вот если у вас бокал заужен кверху, то вся ароматика сконцентрируется в верхней части.

Сегодня бокалы выпускаются из тонкого, прозрачного стекла, неграненого хрусталя. Чем тоньше стекло чаши, тем лучше мы ощущаем тело вина, видим его блеск, цвет, прозрачность. Если сравнить эти бокалы с теми, что стояли в сервантах наших бабушек, это большая разница. Хрустальный бокал, как правило, толстый, граненый. Внешне этот бокал смотрится эстетично, но хорошо распробовать в нем вино вряд ли получится.

Концепция винного бокала с того времени, как были произведены наши музейные экспонаты, значительно изменилась. Сегодня это бокалы на высокой ножке – чтобы не нагревать содержимое, чтобы не трогать сам бокал за чашу, не пачкать ее. Сегодня бокал как хороший дирижер, который направляет вино на нужные рецепторы на языке. То есть его форма должна обязательно соответствовать типу вина. Если на вашем столе достойное вино, позаботьтесь о достойных бокалах! И необязательно они должны быть дорогими.

Как управлять пузырьками

— Для многих загадка: иногда в бокале игристого много красивых пузырьков, иногда – почти нет. Виноделы рассказывают, что дело может быть как раз в бокале.

— Не спешите думать, что вино без пузырьков – некачественное! Это на самом деле значит, что стенки вашего бокала идеальны или очень гладкие — и углекислой кислоте не за что зацепиться. В этом случае перляж (винодельческий термин для обозначения игры пузырьков углекислого газа в бокале игристого вина, поднимающихся к поверхности стройными дорожками), будет не очень проявляться.

Понимая это, сегодня некоторые производители на дно бокала специально наносят шероховатости. И тогда это очень красиво!

Есть и идеальный бокал для игристого вина. По форме — вытянутая капелька, чаша как бы сама «уходит» в ножку. В этой самой узкой части начинает формироваться вот эта игра. Пузырьками можно управлять! В правильном бокале и пузырьки очень красиво формируются.

Посмотреть на коллекцию бокалов можно в музее Абрау-Дюрсо. Кстати, если у вас дома есть фужеры для игристого, пусть не царских времен, и вы готовы поделиться семейными раритетами, — их здесь с удовольствием примут в дар.

Реклама. 18+. ФОНД РАЗВИТИЯ СЕЛА АБРАУ-ДЮРСО «ЖИЗНЬ АБРАУ-ДЮРСО». ИНН 2315214338. erid: LdtCKQMwA